Тридцать пять лет назад, в 1987-м, в Тольятти был изготовлен экспериментальный образец автомобиля так называемой серии 300 – именно он лег в основу дизайна будущего седана ВАЗ-2110, которому суждено было встать на конвейер в середине следующего десятилетия.
К сожалению, появление «десятки» пришлось на самые тяжелые годы существования Волжского автозавода – о них сегодня принято вообще не воспоминать. Все дальше уходит в историю и само «десятое семейство». Между тем, эта машина имела весьма интересную (пусть и трудную) судьбу и принесла в линейку Лады немало нового. Чтобы оживить в памяти самые интересные события тех лет, я попробовал навскидку набрать 17 статистических фактов из истории «десяток»:
1. Датой начала выпуска ВАЗ-2110 на конвейере считается август 1996 года. А в конце 2014 года почти незамеченной прошла и новость о том, что семейство ВАЗ-2110 полностью снято с производства (последним стал завод «Богдан»). Таким образом, это первое массовое семейство автомобилей «Лада», которое выпускалось менее 20 лет.
2. Любопытно, что с результатом выпуска 1 миллион 882 тысячи (в России) автомобилей семейство ВАЗ-2110/2111/2112 оказалось самым непопулярным среди всех ВАЗов, запущенных в производство в XX веке. Если быть точным, на момент окончания выпуска в России в начале 2009 года оно занимало третью строчку после «классики» и «Самары», но уже через пару лет уступило свое место продолжающей выпускаться «Ниве», откатившись на четвертую позицию
3. Среди всей четверки главных ВАЗовских семейств двадцатого века, «десятое» – самое неудачное в плане экспорта. За границу (с учетом СНГ) ушли менее 15 процентов от всех машин. Это в 2-3 раза меньше, чем у «классики», «Самары» и «Нивы». Впрочем, у появившихся в новом столетии Калины, Гранты, Приоры и Весты показатели экспорта еще хуже…
4. За пределами России их производили на Украине и в Египте. В частности, на заводе компании Богдан в Черкассах это семейство машин изготавливали до декабря 2014 года
5. Семейство «десяток» – самый массовый российский автомобиль, запущенный в производство в девяностые годы. Для сравнения: появившийся в 1992 году ГАЗ-31029 «Волга» разошелся тиражом в 530 тысяч машин, а следующий за ним ГАЗ-3110 (образца 1997 года) – в количестве 586 тысяч. В обоих случаях это как минимум втрое меньше «десятого семейства» АвтоВАЗ
6. Уже с большой уверенностью можно сказать, что конкретно седан ВАЗ-2110 с выпуском свыше 1,035 миллиона штук стал последней моделью «исконно русского» автомобиля, который достиг миллионной отметки. Приора смогла достичь миллионной отметки лишь суммарно в четырех кузова (седан, универсал и хэтчбеки), а Калине это сделать не удалось вовсе – ее тираж с 2005 по 2018 год собрано около 900 тысяч штук двух поколений
7. «Десятки» – рекордсмен среди ВАЗов по количеству заводских модификаций. Это трех- и пятидверные хэтчбеки, седан, универсал и грузовой каблук («Богдан», модель 2310, на фото). Кроме того, на ОПП в Тольятти собирали удлиненные седаны Премьер. Есть информация о нескольких собранных катафалках – также на длинном шасси
8. «Десятое» семейство в отличие от остальных массовых семейств ВАЗа никогда не проходило рестайлингов внешности. Если быть точным, в 2001-2003 годах была попытка сборки обновленного ВАЗ-2110М, но эта машина массовой не стала и заменить на конвейере обычную «десятку» не смогла
9. Удивительно, но появившееся в тяжелые девяностые годы семейство ВАЗ-2110 никогда не имело серийных модификаций с двигателями объемом менее полутора литров (в данном случае число 1499,8 см3 я округляю до полутора тысяч). Даже внедорожная «Нива» в свое время не избежала двигателя установки двигателя 1,3 на экспортных модификациях…
10. Семейство ВАЗ-2110 в отличие от «классики», «Самары» и «Нивы» никогда не имело модификаций с дизелем. Ни в России, ни за рубежом
11. Также вполне логично, что семейство «десяток» первым среди всех массовых ВАЗов отказалось от использования карбюраторов (в 2000 году)
12. Оно же стало первым крупносерийным автомобилем «Лада» с 16-клапанным двигателем (это был седан ВАЗ-21103 в 1998 году)
13. А хэтчбек ВАЗ-2112 – первый автомобиль завода, на который 16-клапанный мотор устанавливался в качестве базового. Также это первая «Лада» с 14-дюймовыми колесами в базовой комплектации. Вкупе с мощностью основного двигателя (92 л.с.) и некоторыми другими деталями можно назвать «двенашку» первым массовым автомобилей ВАЗ со спортивным уклоном
14. Сама «десятка» стала первой линейкой АвтоВАЗ, для которой предприняли попытку серийного производства действительно «заряженной» модели. Это была «десятка» ВАЗ-21106 с опелевскими двухлитровыми моторами мощностью 136-150 л.с., значительно переделанными ходовой частью и кузовом. И пусть большого спроса модель не снискала, но все же…
15. С точки зрения аэродинамики «десятое» семейство – самый совершенный автомобиль двадцатого века не только среди ВАЗов, но и, скорее всего, среди всех серийных советско-российских машин
16. «Десятка» – довольно редкий случай в истории массового автомобилестроения, когда следующее поколение машин имеет совершенно новый кузов, но при этом столь большое количество деталей, узлов и агрегатов ходовой части от предыдущего. Как известно, техника 2110 базировалась на «восьмерке». Причем сама «десятка», в свою очередь, дала жизнь следующему поколению машин – Приоре
17. И последнее. Довольно субъективное, но вполне жизнеспособное наблюдение: к сожалению, семейство «десяток» считалось самым некачественно собранным и ломающимся среди всех ВАЗов,а так же не самым удачным в плане доступа к элементам при ремонте. Тоже самое касается его мелкосерийных модификаций вроде 21106...