Галатская башня — наглядный пример того, как современность уживается с традиционной культурой.
Эта постройка относится к популярным локациям Стамбула. Значит, в любое время суток она окружена туристами, зеваками, торговцами, зазывалами и прочим гегемоном, который стекается к ней, как муравьи на мёд.
Не только люди окружают Галатскую башню. Её шпиль в 67 метров расположен в плотном кольце домов. Значит, увидеть её во всей красе можно с превосходящей высоты, со стороны Золотого Рога или если подойти вплотную.
Экспедиция Биореактора успела протестировать все три способа. Со смотровой площадки Сулеймание —мечети, где расположен мавзолей Роксоланы — башня раскрывает свои красоты лишь в длиннофокусный объектив. На таком рассстоянии "голый" глаз не видит большинства деталей, а вот оптика справляется на отлично.
Другой вариант — всеми правдами и неправдами добраться до улицы Истикляль, местного Арбата. Оттуда можно выйти в район Каракой и подойти к Галате.
И, наконец, третий способ — форсировать район Фатих, выйти к Галатскому мосту и через него подобраться к вожделенной башне.
Что это, вообще, такое и зачем нужно? У Галатской башни долгая история.
Она начинается в VI веке, когда на берегу Золотого Рога стоял маяк. Тогда Константинополь ещё не был Стамбулом, и эти места не отличались большим населением.
В начале XIV века хитрые генуэзцы отжали этот район у Византии и, разумеется, начали строить оборонительные стены. Одним из фортификационных сооружений стала башня — пока что Христова.
Султан Мехмед II это изменил. Башня утратила купол и стала называться Галатской. Правитель Мурад III отдал башню астрономам, оборудовав её под обсерваторию. Легко представить, как по её лестницам бродили мудрецы в мантиях, обсуждая небесные светила и выполняя сложные расчёты!
Говорят, солнце встаёт на Востоке. Для Средневековья и раннего Возрождения такие слова были весьма актуальны. Пока старушку-Европу лихорадило от падения Римской империи, люди Востока методично исследовали античное наследие. Европейцы переоткрыли для себя творчество многих античных авторов именно через арабские переводы. Так что с математикой и астрономией у турок и арабов всё было хорошо.
К XIX веку Галатская башня получила кольцевой балкон. По нему ходили наблюдатели, следя, не случился ли где пожар.
Уже тогда Галатская башня приобрела современные черты. Именно в таком виде её увековечил Айвазовский. Картина оставляет смешанное впечатление.
С одной стороны, русский художник армянского происхождения был гениальным живописцем. Вот уж что, а работать кистью он умел! Но посмотрите на пейзаж. Домишки в 3-4 этажа. Вполне современная София. Удивительно свободный Золотой Рог и пустой выход в Мраморное море.
Тут ещё нет небоскрёбов, как нет циклопических портовых кранов. На рейде не стоят гигантские сухогрузы. Там, где в будущем пройдёт авеню Кеннеди, сейчас петляет грунтовка.
Мог ли знать Айвазовский, что через каких-то 150 лет из старого Стамбула вылупится мегаполис на 15 млн человек? А ведь это по данным переписи 10-х годов XXI века. Стоит приехать сюда, как станет видно: людей в Стамбуле не 15 миллионов, а все двадцать!
Но мы вернёмся к башне. Любой турок с удовольствием расскажет легенду об Хезарфене Ахмет-челеби. Если коротко, этот парень жил в XVII веке. Он смастерил себе крылья, прыгнул с Галатской башни и перелетел на другую сторону Босфора.
За такой подвиг султан Мурад IV вручил изобретателю кошелёк золота, а потом выгнал в Алжир. От греха подальше. Возможно, правитель не хотел, чтобы Ахмет смущал народ своими выходками. Или, как вариант, султан догадывался: любой авиатор-самоучка рано или поздно вернётся на землю не в самом аппетитном виде. Естественно, смотреть на то, что останется от Ахмета-челеби после "литосферного торможения" султану мало хотелось. Как и слушать донесения об этом!
В любом случае, на этом следы Ахмета-челеби теряются. По той же легенде, он умер в Алжире в 1640 году. Ему было чуть больше 30 лет.
Уже в тот момент автор испытал недоверие. Конечно, технологический уровень XVII века не запрещает мастерить что-то вроде дельтаплана. Парусина уже была, как и лёгкое дерево.
Но как быть с теорией аэродинамики? Без неё Ахмет пролетел бы метров 50 — именно такое расстояние отделяло его от земли. Источники говорят, что турок сделал реплику крыльев орла. То есть, он использовал не парашют, не параплан и не "летающее" крыло дельтаплана.
А птичье крыло, дорогие читатели, моментально уходит в штопор без стабилизатора-хвоста. О котором легенда молчит.
Ахмет-челеби стартовал с Галатской башни, а сел в Ускюдаре. То есть, он покрыл расстояние в 3.5 км, что весьма солидно даже по современным меркам!
Только вот оно известно только по запискам путешественника Эвлии Челеби. Он описал свои похождения в 10 томах, уделив Ахмету лишь 3 предложения. Мол, был такой парень, летал, всем понравилось. Все вопросы к нему.
Записки Эвлии — единственное, что рассказывает об этом инциденте. Оно само по себе странно — особенно для города, в котором жило много грамотных людей!
Естественно, построить безмоторный летательный аппарат невозможно без прототипов, мастерских и проработки матчасти в деле воздухоплавания. То есть, эта инфраструктура неизбежно оставила бы множество материальных и письменных свидетельств.
Из этого мы делаем вывод, что история об османской авиации в XVII веке выглядит крайне сомнительной. Велика вероятность, что и сам Ахмет-челеби — это собирательный образ, который родился из биографии нескольких людей.
Но посмотрите на эту легенду глазами человека того времени. Есть башня, на которой постоянно тусят чудаковатые учёные и делают малопонятные вещи. Быть может, кто-то с неё чего-то и запускал. Не на три километра, конечно. Но построить примитивный планер можно буквально из спичек и желудей, а высота Галаты вполне располагает к какому-никакому полёту. И да — никто не мешал некоему изобретателю получить премию от султана за особо эпичное шоу. В конце концов, люди науки с этого жили.
В этот раз Биореактор не стал делать глумное развенчание мифа. Почему? Потому что история Ахмета-челеби явно вдохновлена каким-то реальным событием. К тому же, турки удержались от соблазна прокачать "орлиные крылья" до вимана и не стали объявлять себя пионерами авиации.
Похоже, возле Галатской башни клубится особенный воздух. И многочисленные кальяшки тут ни при чём! Такие места настраивают на романтичный лад, а где живая древность — там и легенды.
Галата выглядит красиво и малость неуместно. От неё тянет концентрированной средневековостью. Кажется — раскрой ворота, и оттуда выйдет бородатый алхимик в тюрбане, знающий 9 запретных языков. Но будет ли ему место в рациональном XXI веке? Большой вопрос!
Автор: Никита Игнатенко