Найти в Дзене

«Проблемная семья» - виды и последствия.

Оглавление

В психологической литературе рассматриваются следующие типы проблемных семей:

  • Семья в разводе;
  • Неполная семья;
  • Семья алкоголиков;
  • Повторный брак.

Семья в разводе

Все члены такой семьи переживают стрессовое состояние, связанное с необходимостью прерывать значимые отношения и нарушать стабильный уклад жизни. Наиболее сильное влияние развод оказывает на детей. Для ребенка семья – это то, что существует вечно. Поэтому расставание родителей – это разрушение всех сфер привычной жизнедеятельности ребенка. В психологической литературе рассматриваются результаты влияния развода на детей разного возраста:

Развод это тяжёлое переживание для ребёнка
Развод это тяжёлое переживание для ребёнка

– дети в возрасте 3-6 лет часто испытывают чувство вины и самоунижения, т. к. думают, что причина того, что произошло, в них;

– дети в возрасте 7-8-9 лет чаще переживают чувства злости, обиды, особенно на отца;

– дети в возрасте 10-12 лет чувствуют себя заброшенными, сердятся на родителей, стыдятся своих семейных проблем;

– и только дети в возрасте13-18 лет, испытывая чувство потери и обиды, все же способны достаточно адекватно представить себе причины и последствия развода; качество своих отношений с каждым из родителей.

Очень часто сами родители своим поведением усиливают переживания ребенка:

1. Используют ребенка для разрешения супружеского конфликта. Если конфликт принял затяжной характер, и супруги не разговаривают друг с другом, ребенок может выполнять роль «беспроволочного телеграфа».

2. Разделяют с ребенком ответственность за развод. При такой стратегии родители обращаются к ребенку с навязчивыми вопросами, типа: – «Как ты думаешь, не будет ли лучше, если мы с папой (мамой) расстанемся?»; – «Что лучше для твоего будущего, если мы будем жить плохо вместе или расстанемся?».

3. Манипулируют чувствами ребенка. При данной стратегии ребенка могут использовать с целью: примириться; вернуть к себе почти утерянного супруга; обратить на себя внимание. Например, мать говорит ребенку: «Скажи отцу, что я не переживу развода» и т.д.

Как же правильно вести себя в такой ситуации?

  • Не обвинять супруга (супругу) при ребенке, для которого – он (она) не плохой муж (жена), а папа, мама
  • Не обвинять в сложившейся ситуации других родственников (бабушек, дедушек, других родственников);
  • Не обвинять в происходящем самого ребенка (если бы ты себя хорошо вел, этого бы не случилось).
  • Быть готовым к тому, что ребенок может начать демонстрировать регрессивное поведение (перейти на более раннюю стадию психического развития): забыть определенные поведенческие навыки, которыми овладел раньше (забыть, как пользоваться горшком, завязывать шнурки и т.п.), вернуться к более ранним играм, причем игры становятся более агрессивными. Родители такие странности в поведении ребенка часто объясняют его желанием позлить старших. На самом деле такое поведение ребенка можно объяснить неосознаваемым желанием привлечь к себе внимание родных.
  • Взрослым необходимо помнить, что ребенку в ситуации развода нужна соответствующая психологическая поддержка.

Неполная семья

Традиционно её рассматривают как проблемную из-за нарушений в структуре семьи:

Одинокая мать
Одинокая мать

– во-первых, отсутствует супружеская подсистема;

– во-вторых, одинокие матери и одинокие отцы пытаются выполнять одновременно и женские, и мужские роли по отношению к ребенку, что в принципе, невозможно.

Одинокие отцы в большей степени вызывают сочувствие и получают большую помощь от родственников и от друзей. Но в то же время для них характерен более узкий круг социального общения и эмоциональная близость с детьми, особенно с дочерьми, может быть недостаточна.

Одинокие матери чаще сталкиваются с проблемами дисциплины в отношениях с детьми, особенно, когда ребенок достигает подросткового возраста. В неполных семьях типа «мать-сын», могут встречаться и своеобразные конфликты, напоминающие супружеские. Основаны такие конфликты чаще на перенесении матерью на сына нереализованных претензий к его отцу.

Cемья алкоголиков

К такому типу проблемных семей относят семью, в которой отец, мать или оба родителя злоупотребляют алкоголем. Как отмечают исследователи, это достаточно распространенное явление российской действительности. «Алкогольные семьи» отличаются:

Дети не должны видеть пьяную мать
Дети не должны видеть пьяную мать
  • ограничением социальных контактов;
  • сужением круга интересов;
  • отсутствием временной перспективы;
  • неблагополучной эмоциональной внутрисемейной атмосферой.
Для детей из алкогольных семей могут быть характерны такие особенности как заниженная самооценка и ощущение собственной ненужности. Они часто пребывают в состоянии горя, страха, депрессии, безысходности и тоски по лучшей жизни. Адаптация детей в алкогольных семьях происходит благодаря следующим ролям:

1. «Ужасный ребенок». Дети в этой роли ведут себя вызывающе, создают постоянно эмоционально напряженные ситуации: проявляют агрессию в отношении сверстников, грубят взрослым. Неосознаваемый мотив поведения – отвлечь родителей от пьянства, направить их усилия на решение педагогических проблем.

2. «Псевдородитель». Ребенок берет на себя большую часть ответственности за семью, выполняя функции родителей (готовит еду, делает уборку дома, стирает, ходит за покупками и т.п.). Неосознаваемый мотив поведения – сохранить семью. Несмотря на чрезмерную загруженность, детей в этой роли преследуют заниженная самооценка и чувство неполноценности. Поскольку, как бы они себя не загружали, они ничего не могут изменить в семейных отношениях.

3. «Шут гороховый». В этой роли дети с целью избавления от стресса все время шутят, говорят глупости, переключают внимание взрослых и сверстников с серьезных проблем. С течением времени эти дети начинают испытывать значительные трудности в установлении глубоких контактов с людьми, так как к ним перестают относиться всерьез.

4. «Человек-невидимка». Эта роль позволяет ребенку не привлекать к себе внимание пьющих родителей. Например, ребенок может очень тихо сидеть в углу или в другой комнате, превращаясь в пустое место. Ребенок в этой роли не проявляет никаких потребностей. Постепенно эта роль может вызывать серьезные отклонения в поведении, например, возникновение анорексии как отказа от еды.

5. «Больной». Выбор этой роли может быть обусловлен как реальным хроническим заболеванием, так и соматизацией психологических проблем. Болезнь позволяет ребенку получить дополнительное внимание к себе, избежать проявления агрессии со стороны родителей, т.е. выполняет защитную функцию.