После ночного перехода по Волге от Сызрани (которую мы покинули в предыдущей статье) до Балаково, встречаемся с Вами, уважаемые читатели, около шлюзов Саратовского гидроузла. Из основного русла Волги, перекрытого плотиной Саратовской ГЭС, к шлюзам ведёт судоходный канал. Общая длина канала составляет около 11 километров, проходит он между левым берегом Волги и островом, на котором находятся микрорайоны Старый Город, Жилгородок, посёлок Дзержинского и садовые товарищества. Может, я неправ, и это не остров, а район города, который пересекается рукотворным судоходным каналом (строился с 1962 по 1968 годы). Плотина ГЭС сооружена между правым берегом Волги и северным берегом острова (буду называть его так для краткости).
Балаково – город в Саратовской области со статусом городского поселения. Село Балаково было основано в 1762 году старообрядцами, вернувшихся в Россию из-за рубежа по манифесту императрицы Екатерины II. Село росло и развивалось благодаря торговле зерном и лесом из губерний Верхнего Поволжья. В XX веке село разрасталось, росло число промышленных предприятий. В 1911 году Балаково получил статус города с правами самоуправления.
До 1928 года Балаково входил в состав Самарской губернии, потом в состав Нижне-Волжского края, с декабря 1936 года – в Саратовской области. В 1961 году Балаково получил статус города областного подчинения. С 1956 по 1971 годы в Балаково была построена Саратовская ГЭС, создано более 2 десятков предприятий химии, машиностроения, энергетики, строительной и пищевой промышленности. В 1985 году был сдан в эксплуатацию первый энергоблок Балаковской АЭС. В 2021 году в Балаково проживало 184,5 тысяч человек (третий по численности в Саратовской области).
У меня практически нет фотографий с видами Балаково – сказалось позднее время суток. Их совсем немного, на одном из них – профилакторий Балаковской АЭС на левом берегу Волги (он же левый берег судоходного канала).
На противоположном берегу, справа по борту, находится новая пристань.
На пристани установлена стела со светящейся надписью: «Балаково. Дата основания 1762».
И снова левый берег: перед мостом Победы вдоль берега расположены три микрорайона Центрального района – 5-ый, 6-ой и 7-ой.
Прямо по курсу – мост Победы. Мост строился с 2009 по 2015 год (первый этап) с перерывом из-за недостатка финансирования в 2011-2014 годах. Второй этап строительства завершили в 2016 году.
Левобережная (островная) часть моста.
Правобережная часть моста.
Расстояние до моста Победы в Балаково:
от речного вокзала Самары – 266 км;
время в пути – от 12 часов 10 минут до 12 часов 30 минут;
от Сызранского моста – 168 км;
время в пути – от 7 часов 40 минут до 7 часов 55 минут.
Подходим к шлюзам Саратовского гидроузла, здесь фотографировать попроще – освещение получше, да и рассвет приближался.
От моста до шлюзов 2,8 километра, а шли мы к ним 20 минут, не спеша, со скоростью менее 8,5 км/час. При этом средняя скорость нашего теплохода в круизе составляла более 20 км/час.
В составе Саратовского гидроузла эксплуатируются шлюзы под номерами 25 и 26. Шлюзы двухниточные, однокамерные со стандартными для волжских шлюзов размерами – длиной 290 метров, шириной 29 метров. Перепад уровней между верхним и нижним бьефами составляет 13 метров. Шлюзы были введены во временную эксплуатацию в 1968 году, в постоянную – в 1972 году. Шлюз №25 расположен у левого берега, №26 – у правого.
Для шлюзования мы направляемся в камеру шлюза №26. Слева – подходный канал шлюза-25 и причальная стенка, с внешней стороны к которой пришвартованы теплоходы местных линий.
В камере шлюза на уровне верхнего бьефа. Перед нами нижняя голова шлюза, слева – диспетчерская башня с надписью «Балаково».
Взгляд с кормы теплохода на верхнюю голову шлюза. Стали видны поднявшиеся верхние ворота, которые перекрыли доступ воды из верхнего бьефа гидроузла в камеру шлюза.
Наш теплоход в камере шлюза на уровне нижнего бьефа – 12 минут назад мы были на уровне верхнего бьефа, именно столько времени занимает опорожнение или наполнение камеры шлюза.
Снова взгляд с кормы теплохода на верхнюю голову шлюза. Стало видно, что верхние ворота – плоские подъёмно-опускные, которые, как правило, устанавливают на верхних головах шлюзов.
На нижних головах шлюзов обычно устанавливают двустворчатые ворота – на снимке они открыты, теплоход готов выйти в нижний бьеф гидроузла. Над нижней головой шлюза сооружён автодорожный мост.
Вид на нижнюю голову из нижнего бьефа на утренней заре. Справа – шлюз №25, слева – шлюз №26.
Расстояние до шлюзов Саратовского гидроузла:
от речного вокзала Самары – 269 км;
время в пути – в круизе 2023 года составило 13 часов 15 минут с учётом времени на шлюзование;
от моста Победы в Балаково – 3,1 км;
время в пути – в круизе 2023 года составило 1 час с учётом времени на шлюзование.
Снимок нижней головы шлюзов сделан через 2 дня при возвращении в Самару из Волгограда-Саратова. Шлюз №26 для нас освободил трёхпалубный «Александр Фадеев» (проект 588).
Мы с Вами завершили процедуру шлюзования в шлюзах Саратовского гидроузла, при этом поднялись на 13 метров выше над уровнем моря и перешли из Саратовского в Волгоградское водохранилище. В следующей статье нам предстоит пройти оставшиеся 4 километра судоходного канала и выйти на основной волжский фарватер.
Подпишитесь на мой канал – и Вы можете стать участником виртуальных круизов из Самары по рекам бассейна Волги, путешествия по Волго-Балтийскому водному пути. Выбрать интересный для Вас регион можно в моих подборках.
Пишите комментарии – мне важно Ваше мнение и, конечно же, ставьте лайки!
#саратовскаяобласть #волга #речныекруизы #шлюзы #балаково