Найти в Дзене
Исследование Писания

ИСХОД (ч.7): НЕУДАЧА В ЕГИПТЕ

Оглавление

(Исход 5)

Первая попытка Моисея освободить Израиль описана в главах 5 и 6. Возможно, это вызывает удивление, но попытка закончилась неудачей. Моисей и Аарон явились к фараону просить его позволить Израилю пойти поклониться Господу в пустыне (5:1). Фараон отказал, отмахнулся от слова Господа и даже приказал увеличить нагрузку на израильтян (5:2–9). В результате люди увидели только больше работы и больше страданий (5:10–14). Когда израильтяне пожаловались фараону, он отказался облегчить их бремя (5:15–19). Тогда они пожаловались Моисею и Аарону (5:20, 21), а Моисей, в свою очередь, пожаловался Господу (5:22, 23).

МОИСЕЙ И ЕГИПТЯНЕ

Просьба Моисея и отрицательный ответ фараона

"После этого Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали ему: «Так говорит Господь, Бог Израилев: 'Отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне праздник в пустыне'». Но фараон сказал: «Кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил сынов Израилевых? Я не знаю Господа и Израиля не отпущу». Они сказали ему: «Бог евреев призвал нас; отпусти нас в пустыню на три дня пути принести жертву Господу, Богу нашему, чтобы Он не поразил нас язвою или мечом». И сказал им царь египетский: «Для чего вы, Моисей и Аарон, отвлекаете народ от дел его? Ступайте на свою работу». И сказал фараон: «Вот, народ в земле этой многочислен, и вы отвлекаете его от работ его»" (Исх. 5:1–5).

После того как Моисей и Аарон встретились с народом, они пошли к фараону. Они обратились к нему словами пророка: «Так говорит Господь» (ст. 1). Затем они попросили разрешения для народа пойти в пустыню «совершить праздник» в честь Господа (ст. 3). Египтяне, возможно, слышали подобные обращения и от других народов, которые работали на них.

Фараон без долгих рассуждений отказал им в просьбе, сказав: «Кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил сынов Израилевых? Я не знаю Господа и Израиля не отпущу» (5:2). Фараон с самого начала не скрывал своего жестокосердия. Этот стих можно рассматривать как ключ к пониманию текста книги Исход: целью Божьих поступков в отношении египтян было показать фараону, кто такой Господь, и убедить его, что всё человечество, даже царь египетский, должно повиноваться Ему. В последовавших за этим событиях фараон хорошо узнал Господа.

Когда Моисей и Аарон стали настаивать на разрешении, фараон обвинил их в том, что они отвлекают народ от работы. Затем, продемонстрировав злобу и высокомерие, он заставил народ работать ещё упорнее. Его ответ сводился к следующему: «Как вы смеете просить у меня об этом? Я покажу вам, что вы даже думать не можете о том, чтобы отлынивать от работы!»

Фараон сказал: «Вот, народ в земле этой [израильтяне] многочислен…» (ст. 5). В одном из английских переводов, следующем самарянскому Пятикнижию, сказано: «Вот, их [израильтян] намного больше, чем народа в земле этой [египтян]». Разница — в понимании фразы «народ в земле этой» (ам эрец). Если фраза означает египтян (логичное заключение), тогда возможен перевод «Вот, их [израильтян] намного больше, чем народа в земле этой [египтян]». Однако «народ в земле этой» может также означать «крестьяне», и тогда он, скорее, указывает на израильтян, как можно понять из еврейского текста.

Последствия просьбы: собирание соломы

"И в тот же день фараон дал повеление приставникам над народом и надзирателям, говоря: «Не давайте впредь народу соломы для делания кирпича, как вчера и третьего дня, пусть они сами ходят и собирают себе солому, а кирпичей наложите на них то же установленное число, какое они делали вчера и третьего дня, и не убавляйте; они праздны, потому и кричат: 'Пойдём, принесём жертву Богу нашему'. Дать им больше работы, чтоб они работали и не занимались пустыми речами»" (Исх. 5:6–9).

В тот же день фараон собрал «приставников над народом» (египтян, ответственных за производство кирпичей) и «надзирателей» (израильтян, которых они поставили над рабочими группами). Еврейское слово «надзиратели», от шотер, буквально означает «писцы». Фараон сказал этим людям, что отныне израильтяне сами должны будут собирать солому для производства кирпичей. На это, конечно, будет уходить много времени и физических усилий. Время, проведённое в поисках соломы, нельзя будет потратить на производство кирпичей, а от израильских рабочих по-прежнему требовалось производить то же их количество.

"И вышли надсмотрщики народа и надзиратели его и сказали народу: «Так говорит фараон: 'Не даю вам соломы; сами пойдите, берите себе солому, где найдёте, а от работы вашей ничего не убавляется'». И рассеялся народ по всей земле египетской — собирать жниво вместо соломы. Приставники же понуждали, говоря: «Выполняйте работу свою каждый день, как и тогда, когда была у вас солома». А надзирателей из сынов Израилевых, которых поставили над ними приставники фараона, били, говоря: «Почему вы вчера и сегодня не изготовляете установленного числа кирпичей, как было до сих пор?»" (Исх. 5:10–14).

Приставники и надзиратели донесли эту новость до народа. Вероятно, они не случайно начали свою речь так же, как Моисей и Аарон, когда передавали Божье послание: «Так говорит фараон…» (ст. 10). Подразумевалось, что слово фараона было равным, или даже более веским, чем слово Яхве. В результате «рассеялся народ по всей земле египетской собирать жниво вместо соломы». «По всей земле египетской» — это, вероятно, гипербола, которая должна была передать идею широкомасштабных, отнимающих много времени поисков стерни — остатков соломы, — необходимой для производства кирпичей. (Аналогичная гипербола использована в Исх. 1:9). Как и ожидалось, израильтяне не смогли произвести свою норму кирпичей, в результате чего надзирателей наказали (ст. 16).

"И пришли надзиратели сынов Израилевых и возопили к фараону, говоря: «Для чего ты так поступаешь с рабами твоими? Соломы не дают рабам твоим, а кирпичи, говорят нам, делайте. И вот рабов твоих бьют; грех народу твоему». Но он сказал: «Праздны вы, праздны, поэтому и говорите: 'Пойдём, принесём жертву Господу'. Пойдите же, работайте; соломы не дадут вам, а положенное число кирпичей давайте». И увидели надзиратели сынов Израилевых беду свою в словах: «Не убавляйте числа кирпичей, какое положено на каждый день»" (Исх. 5:15–19).

Тогда надзиратели за израильтянами пожаловались фараону (ст. 15). Они говорили вежливо, подразумевая, что в прошлом не сделали ничего такого, чтобы заслужить подобное обращение, и утверждали, что их избиение — на совести египтян. Они сказали, что с ними поступают несправедливо, заставляя самих собирать сырьё и по-прежнему производить то же количество кирпичей. В ответ фараон повторил надзирателям, что за просьбой отпустить их принести жертву Господу стоит их лень (ст. 17). Затем он заявил, что не изменит своего решения: они всё равно должны будут собирать солому и при этом изготавливать то же количество кирпичей. Он обратил их слова против них: они сказали: «Позволь нам уйти», а он ответил: «Если вы хотите уйти, то тогда идите и работайте!» Он имел в виду, что им придётся уйти и собирать себе солому, ибо, повторил он, «соломы не дадут вам». Тут надзиратели поняли, что, судя по агрессивно-воинственному отношению фараона, они и в самом деле в «беде» (ст. 19).

«И увидели надзиратели сынов Израилевых беду свою» — это дословный перевод. В Современном Переводе сказано так: «Иудеи-десятники поняли, что попали в беду».

МОИСЕЙ И ИЗРАИЛЬ

"И когда они вышли от фараона, то встретились с Моисеем и Аароном, которые стояли, ожидая их. И сказали им: «Да видит и судит вам Господь за то, что вы сделали нас ненавистными в глазах фараона и рабов его и дали им меч в руки, чтобы убить нас»" (Исх. 5:20, 21).

Покинув тронный зал, израильские надзиратели встретили Моисея и Аарона, которым, по-видимому, не терпелось услышать, как прошла встреча (ст. 20). Надзиратели были глубоко огорчены тем, что услышали. Увидев Моисея и Аарона, они, без сомнения, вспомнили дни до того, как эти двое начали «освобождать» их. Те прошлые дни теперь казались сладкой мечтой по сравнению со страданиями, которые они в настоящий момент переживали. Надзиратели пожаловались Моисею и Аарону; они даже обвинили их в тех бедах, которым они подверглись (ст. 21). Они сказали: «Вы сделали нас отвратительными в глазах египтян, вы причина, по которой они ненавидят нас, и вы дали им оправдание убить нас». Говоря о «мече, чтобы убить», они, вероятнее всего, думали о тяжёлой доле рабов, избиваемых или даже замученных работой до смерти. Сказать «да видит и судит вам Господь» значило для человека, который не в состоянии отомстить за себя, сказать: «Ты причинил мне зло; пусть Бог накажет тебя».

Заслуживает внимания повествовательный стиль этого текста. Здесь, как и в других повествованиях, история рассказывается с повторами. В данном случае текст почти одинаковыми словами повторяется четыре раза. В стихах 7 и 8 фараон велит приставникам не давать народу соломы. В стихах 10 и 11 приставники теми же словами пересказывают распоряжение израильтянам. Стих 16 описывает, как израильтяне жалуются фараону на то, что им приходится самим собирать солому для кирпичей. В стихах 18 и 19 приводится ответ фараона, повторение приказа.

МОИСЕЙ И БОГ

"И обратился Моисей к Господу и сказал: «Господи! Для чего Ты подверг такому бедствию народ этот, для чего послал меня? Ибо с того времени, как я пришёл к фараону и стал говорить именем Твоим, он начал хуже поступать с народом этим; избавить же Ты не избавил народа Твоего»" (Исх. 5:22, 23).

Текст умалчивает, как Моисей ответил надзирателям. Однако он, наверняка, понял их чувства, был задет ими за живое и смущён их обвинением в свой адрес. Он передал их жалобу Богу. Обычно он выступал как посредник от Бога к человеку, доводя слова Бога и Божий закон до народа; в данном случае (не единственном) он выступил как посредник от человека к Богу, пересказав заботы Израиля Богу.

Точно так же, как народ обвинил его в том, что он не сделал то, что пообещал, теперь Моисей обвинял Бога в невыполнении Своих обещаний. Фактически Моисей сказал: «Ты призвал меня избавить народ. Я пришёл и сделал всё, как Ты сказал, но Ты не исполнил то, что обещал; Ты не освободил народ. Более того, их положение стало хуже, чем прежде! Почему Ты нанёс вред этому народу?» Может показаться дерзким для Божьего слуги говорить так откровенно с Богом, но Моисей часто обращался к Богу в таких выражениях. Относительно жалобы Моисея Теренс Фретхайм пишет:

«Бог не ругает Моисея за его жёсткие вопросы. Бог принимает их такими, какими они являются: жалобами в трудные жизненные времена. Бог просто отвечает, заверяя Моисея, что он на пути к исполнению своих намерений».

Глава 5 заканчивается вопросом Моисея, оставшимся без ответа; проблема сформулирована, но не решена. Ответ Бога приводится только в следующей главе.

Школа Библии — онлайн — Изучение Библии онлайн