Всем доброго дня, уважаемые читатели.
С детства заботливые родители объясняли нам, что такое хорошо, что такое плохо, учили нас нормам, правилам поведения и давали нам первые наставления в этой жизни. Я, будучи (как мне кажется) хорошим ребёнком, слушался маму с папой, не ругался плохими словами, делал домашнее задание и не гулял позднее 21-00. Оборачиваясь назад, уже будучи взрослым лбом, я понимаю - как же скучно мне жилось 😱😆
Интроект, с точки зрения гештальт-терапии - это такой механизм прерывания контакта, при котором человек принимает на веру и берёт за истину в последней инстанции предлагаемые ему извне правила, нормы, убеждения.
Логичный вопрос - а как быть с уроками в школе? С выполнением норм закона? Действительно, всё это - такие правила и нормы, которые приняты в обществе и соблюдаются большинством его членов.
Сложность возникает тогда, когда какое-либо суждение оседает в человеке без включения "внутреннего цензора", который бы мог подсказать человеку, подходит ли оно ему или нет.
Опознать внутреннего цензора можно по:
- Внутреннему сопротивлению навязываемому правилу;
- Сложным взаимоотношениям с источником правил (матерью, отцом, начальником на работе и т.д.);
- Примерке предлагаемого правила на себя и оценке степени его воздействия на то, соотносится ли оно в допустимой для человека степени с его повседневностью, привычками, личными границами и т.д.
- Способности отказываться от каких-либо правил с течением времени как отживших себя, т.е. проявлять гибкость в соблюдении тех или иных установок.
Если же "внутренний цензор" спит, то можно говорить о том, что те или иные правила осели в человеке без процесса осознания им того, что за правила и установки им усваиваются. И из уст клиента это может звучать как "Мне надо....", "Я должен...", "Мне нельзя...".
Такой клиент часто живёт подобными правилами и убеждениями. Он может иметь готовый план на свою оставшуюся жизнь и впадать в ступор, когда что-то не соответствует его представлениям о жизни. От этого страдает гибкость клиента в решении своих ежедневных задач, ведь очень трудно замечать какие-то полутона между "это вот хорошо" и "вот это плохо".
Задачей терапевта при работе с таким клиентом является как раз взращивание того самого "внутреннего цензора", о котором я писал выше. Задача это нелёгкая, ведь некоторые интроекты клиент мог впитать с ранних лет своей жизни, и чтобы добраться до такого слоя, требуются доверительные клиент-терапевтические отношения.