Вопрос в другом: а сможет ли ответить Россия? И действительно ли нашим оппонентам не слабо?
По поводу конфискации замороженных активов РФ в западных странах говорят с самого начала СВО. Тем не менее, превращать слова в дела бывшие «дорогие партнеры» не спешат.
Вероятно, до таких вещей дело в принципе не дойдет, ибо коллективный Запад всё же консервативно относится к соблюдению ключевых правил в данной сфере, как бы странно это сейчас ни звучало.
Политическая целесообразность тоже имеет место, но её значение в реальности не абсолютно.
Дамоклов меч – это очень специфический инструмент, которым можно пугать, но при этом он ограничен «прокрустовым ложем» (если уж мы взялись за древнегреческие ассоциации) своих же западных законов и соображениями здравого смысла.
Естественно, если Запад разберётся с активами РФ «как повар с картошкой» – мир не рухнет, однако инвестиционный и финансовый климат очень мощно испортится.
Многие страны с большими ресурсами, видя такие скандальные действия Запада, как минимум, начнут корректировать свои деловые взаимоотношения с ним, а это обернётся большими проблемами для всех.
Америка и ЕС в теперешнем затянувшемся конфликте с нашей страной с самого начала лавируют. Бить напрямую они не хотят – общий подход минфинов стран G7 в рамках МВФ и Всемирного банка именно таков.
Они, конечно, подтверждают блокировку активов РФ почти на $300 млрд до того, как наша страна «выплатит ущерба Украине», но на том и всё.
Естественно, тяжело себе представить, что наша страна согласится на выплату репараций врагу, а, следовательно, заморозка оных средств начинает выглядеть как бесконечная, что по смыслу с нынешней конфискацией вполне бьётся.
Тем не менее, с юридической точки зрения такой шаг не является экспроприацией. Следовательно, он оставляет возможность для спорящих и враждующих сторон договариваться в рамках какой-либо сделки, пусть и в перспективе. Так они мыслят.
Одновременно с этим доходы от данных российских активов начнут облагаться налогами в некий «фонд восстановления Украины», оцениваемый в $3 млрд в год.
В иной ситуации, размещенные на Западе аналогичные средства приносили бы казне России дивиденды, но сейчас ЦБ РФ и отечественный Минфин вынужденно фиксируют, помимо факта обездвижения серьёзных средств, ещё и упущенный доход.
Руководство РФ уже неоднократно заявляло о том, что подобные действия незаконны. Кое-кто и вовсе источал обещания «симметричного ответа» на отъём активов РФ за рубежом. При этом отмечалось, что власти РФ в состоянии конфисковать чувствительно больше собственности Запада в нашей стране, нежели это может сделать сам Запад.
Понятно, что такие заявления подразумевают вероятность отъёма активов западного бизнеса в России, так как западные страны собственных резервов в российском Центробанке не держат.
С бизнесом западных стран у властей РФ отношения сейчас весьма натянутые, тем не менее, до национализации еще не дошло. В том числе и потому, что Запад хоть и жестко действует, но при этом и весьма уклончиво, и не накладывает алчных ручонок на активы РФ откровенно.
Он лишь удерживает их в качестве заложников, и по мелочи стрижёт с них купоны.
Вероятно, конфликт по поводу иностранных активов нашей страны и дальше будет в тлеющем состоянии. Он будет то разгораться, то затухать. И вряд ли сдетонирует окончательно.
Но если он и сойдет на нет, разрешившись самостоятельно, то очень нескоро.
Для этого нам надо победить. Только и всего.
Читайте по теме: Рупия и проблемы: с какими сложностями столкнулась РФ в торговле с Индией