Стратегия голубого океана — это бизнес-концепция, описанная В. Чан Ким и Рене Моборн в их бестселлере «Стратегия голубого океана: как создать неоспоримое рыночное пространство и сделать конкуренцию неактуальной». Аналогия заключается в том, что при нападении акулы в воде появляется кровь и конкуренты сражаются друг с другом (красный океан), а голубой океан - это место, где таких ситуаций меньше, и вы можете свободно развиваться.
На традиционных конкурентных рынках компании применяют стратегию красного океана, где они конкурируют в пределах существующих рыночных границ за долю рынка. Это приводит к острой конкуренции, ценовым войнам и ограниченным возможностям роста.
Стратегия голубого океана призывает компании сосредоточиться на создании ценности для клиентов, предлагая уникальные продукты, услуги или опыт, у которых нет прямых конкурентов. Поступая таким образом, компании могут привлечь новых клиентов, расширить границы рынка и сделать конкуренцию несущественной.
Для успешного следования данной стратегии компания должна быть инновационной по своей природе, то есть она должна придумать новую концепцию ценности, которая создаст ранее не существовавший или нереализованный спрос на рынке.
Например, английская организация Comic Relief начала свою деятельность на рынке с жесткой конкуренцией (красный океан). Тысячи благотворительных организаций в то время дублировали функции друг друга и бросали все силы на более эффективную конкуренцию. Они фокусировали внимание на самых крупных клиентах, богатых, образованных, пожилых жертвователях. Тратили огромные средства на маркетинг и мероприятия по сбору пожертвований, которые проводили на протяжении всего года. Устраивали все более затейливые благотворительные приемы и рекламные кампании, призванные пробудить в людях чувство вины. Люди устали от бесконечных просьб о пожертвованиях, от трудностей, связанных с выбором из множества вариантов благотворителей. Все это влекло за собой крайне негативные последствия: уровень издержек повышался, спрос падал.
Comic Relief придумала «День красного носа» — национальный день веселого общественного сбора пожертвований, а также организовала «Вечер красного носа» — комедийный телемарафон с участием знаменитостей, не получавших за это вознаграждения. В результате Comic Relief избавилась от 75% операций, свойственных традиционным благотворительным организациям. У нее очень низкие расходы на содержание персонала, поскольку основную работу по сбору пожертвований добровольно выполняют обычные люди, совершая безобидные смешные выходки и привлекая этим других. Благодаря отказу от круглогодичных мероприятий в пользу уникального события, происходящего раз в два года, широкому освещению «Дня красного носа» в СМИ и работе сарафанного радио Comic Relief удается избегать больших рекламных расходов. В результате эта организация смогла сломать компромисс между ценностью и издержками и существенно расширить рынок (выйти в голубой океан).
Существует несколько руководящих принципов стратегии голубого океана:
- не принимать сложившиеся в отрасли условия как данность, а ставить перед собой задачу изменить их в свою пользу
- не стремиться превзойти конкурентов, а сделать конкуренцию ненужной
- сосредоточиться на инновациях ценности. Вы должны быть новаторами, когда дело доходит до создания ценности для клиента или конечного пользователя
- стремиться обеспечить как дифференциацию, так и низкие издержки, чтобы разрушить компромисс между ценностью и издержками
- не бороться за существующих клиентов, а создать уровень спроса или спрос вообще, которого ранее не существовало на новом рынке. Созданный вами спрос и составит новый рынок и голубой океан.
В целом, стратегия голубого океана призывает компании переключить свое внимание с конкуренции на существующих рынках на создание неоспоримых рыночных пространств, где они могут процветать и достигать устойчивого успеха.