Карелия - популярное место для туризма, особенно для дикого туризма. Леса, болота, озёра, скалы, реки с порогами, водопады, песчаные пляжи. Рыбалка, грибы, ягоды, целебные травы.... Всегда можно найти уголок по душе. При этом плотность населения чуть меньше трёх человек на квадратный километр. Понятное дело, летом плотность населения увеличивается благодаря туристам. Наиболее удобный вид транспорта для поездки в Карелию - личный автомобиль, кстати, не обязательно внедорожник.
Наш с женой стиль путешествия - БОМЖ-туризм. То есть, туризм без определённого места жительства, но с определёнными намерениями что-то посмотреть.
В Карелию из московского региона на автомобиле можно попасть двумя маршрутами: через Вологду - Вытегру, если нет надобности посещать Петрозаводск. Либо через Лодейное Поле, если интересует южная часть Карелии. Есть ещё третий вариант - через Приозерск, но это больше подходит тем, кто едет из Питера, либо через Питер.
Между этими двумя маршрутами находится Ве́псская возвы́шенность, одной из достопримечательностей которой является Шимозеро. "Относится к группе периодически исчезающих карстовых озёр. Сток происходит через карстовую воронку, называемую Чёрной ямой. Входит в реестр уникальных природных объектов России." Мысль посетить это уникальное место у меня появилась очень давно....
Если почитать отчёты автопутешественников про поездку в Карелию, то вырисовывается примерно такая картина. Народ выезжает с утра пораньше, пока нет пробок, "на одном дыхании" пролетает тысячу с лишним километров, ну и дальше "Вау, как тут красиво!...."
- А поехали ка мы через Устюжну, а оттуда через Шимозёрские края!
- А если там дорог нет?
- Ну тогда... Всё равно это будет меньший крюк, чем ехать туда специально.
Мне этот маршрут нравится тем, что федеральная трасса заканчивается в Твери. По федеральным трассам ехать хорошо, ровно, но... всё равно, трасса держит в напряжении. Короче, в Твери уходим на Бежецк по дороге Р-84, кстати, большинство участков этой дороги недавно привели во вполне хорошее состояние.
Поскольку я сова, то из Москвы я предпочитаю выезжать вечером! Проехав Тверь, заправив без очередей машину - можно съехать с трассы на берег реки Медведицы и лечь спать.
Правда из-за непредвиденных обстоятельств иногда случается так, что лечь спать получается только на рассвете.
После сна, можно освежиться в речке, позавтракать и ехать дальше в Устюжну.
В Устюжну есть два маршрута - через Сандово либо через Весьегонск. Официально дорога Р-84 идёт через Весьегонск.
После Весьегонска можно опять остановиться на ночлег, теперь уже на берегу Мологи.
Лето 2012-го года. Я тогда ещё не превратил УАЗик в полноценный БОМЖ-автомобиль - ночевали в палатке. На фото не Молога, а только её протока. Местечко называется Котельники, если по реке, то Окининские острова....
Вот такая водонапорная башня есть в Устюжне. Фотография 2012-го года. Существует ли она сейчас - не знаю.
Краеведческий музей.
Просто красивый дом.
В Устюжне можно (нужно!) снова заправиться и двинуть в сторону Бабаево. Лучше по правому берегу реки Мологи через посёлок имени Желябова. Дорога чуть длиннее, но за два километра до посёлка выходит на берег Мологи, кстати, там тоже есть где встать на ночлег. В самом посёлке можно пополнить запас питьевой воды. Координаты колодца 58.953532, 36.580118.
В посёлке им. Желябова пересекаем Мологу, поворачиваем направо на А-114, едем по ней пару километров, переезжаем Чагодощу и поворачиваем налево на Бабаево.
Проехав Бабаево, держим курс на Борисово-Судское. В Борисово есть заправка - снова пополняем запас бензина. Теперь наша цель Пяжелка! (В Пяжелеке тоже есть заправка! Выглядит (лето 2012) страшно, но про качество бензина ничего плохого сказать не могу - нормальный бензин!) Можно сказать, что тропы в Карелию начинаются здесь. Когда мы ехали в эти края первый раз - меня интересовала возможность пересечения 18-го либо 19-го листа карты-двухвёрстки Вологодской области с севера на юг без особого экстрима.
На карте дороги были указаны и выводили к Оште. Подробных спутниковых снимков тех мест тогда в интернете не было. Навигатора у меня в той поездке тоже не было. Был только телефон, который мог тупо показать координаты - уже хорошо. По изменению координат можно было понять в каком направлении движешься.
Дороги-то на карте есть, но это "реликтовые дороги", ставшие непроезжими из-за сгнивших деревянных мостов.
После Пяжелки карта нас вела вот такой дорогой. С непривычки было страшновато. Одна радость - на дальнем берегу стоял лагерь лесозаготовителей. Обратно по этой дороге мы уже не поехали - нашёлся более сухопутный маршрут.
В тот день мы доехали до деревни Пелкасска, попутно разобрав топориком и ручной пилой завал на дороге.
Вот он! Я тогда перелез через завал и обнаружил, что с той стороны к нему кто-то подъезжал - появился смысл его преодолеть!
Финальный аккорд - ёлка перепилена, осталось её оттащить в сторону. На этой ёлке местные жители порвали цепь на бензопиле и отступились....
Под этим деревом УАЗ пролез. В тот вечер было перепилено и перерублено две упавшие осины, две упавшие берёзы и одна ёлка.
Это я сфоткал на следующий день на обратном пути. Освобождённую цепь оставили висеть на месте. А нам сказали, что мы не проедем.
Летом 2012-го года в Пелкасске проживало два жителя. Один нас приютил на ночлег. К сожалению, больше мы с ним не виделись.
В то лето мы так и не нашли "Тропы в Карелию". Пришлось вернуться обратно в Бабаево, а оттуда по А-114 ехать в Карелию. Сформировалось желание посетить эти края ещё раз.
Дальше просто фотографии из той "экспедиции".
При свете дня картина не такая мрачная. Дом Омшевых.
Это уже Яндозеро. Справа Шимозеро объехать не получилось - попробовали слева через Яндозеро. На карте дорога была. Но, вменяемая дорога заканчивалась на Яндозере. Я тогда по неопытности даже не опознал "невменяемую дорогу". Тогда я ещё не знал, что по таким тоже можно ездить...
Изба рыбаков на берегу Яндозера.
За такую резину джиперы меня засмеяли бы. Но! Самое крутое внедорожное путешествие было совершено именно на ней.
Собственно вид на Шимозеро.
Та самая ёлка. Этим летом снова побывали в тех краях "наше бревно" так там и лежит.
Первое впечатление от той поездки - мы посетили музей под открытым небом!
Продолжение следует.