Найти в Дзене

Альфа-банк: анти-UX, максимум неудоства для пользователя

Оглавление

Я давно хотела написать про эту Альфу с ее системой максимального запутывания клиента. В конце месяца у меня приходит зарплата и время оплаты многочисленных счетов по задолженностям, и вчера в очередной раз была достигнута точка кипения от общения с поддержкой.

Наперегонки с жизненным опытом: Альфа против знания

Деньги, которые дает в пользование банк - это платные деньги, таковы условия этой игры. Возмущаться тем фактом, что банки хотят зарабатывать, а не заниматься благотворительностью в вашу (нашу) пользу - ИМХО глупо. Не устраивают правила - не играй в эту игру, все же просто. Но вот когда банки максимально мухлюют и идут на подлог в обход своих же правил - вот это бесит! Альфа в этом виде попыток скинуть вас в пропасть на каждом шагу просто не знаете себе равных!

Сотрудники в отделении не говорят правды

И в условиях договора написано не все. Да вам и не покажет никто ПОЛНЫЙ договор и пакет документов, пока вы на заполните все бумажки на получение кредитки. Узнай пост-фактум, на какие правила ты подписался, оказывается. Я именно потому не оформляла карту "в один клик через приложение", а шла в отделение ножками и ждала в очереди. чтобы вживую поговорить с человеком, который в теме и расскажет мне все детали. Со Сбером это работало. С Альфой - увы и ах, сотрудник расскажет только ту же рекламную замануху, которую мы видим на баннерах.

Эта замануха даже работает! Но при соблюдении кучи правил. И об этих правилах сотрудники вам расскажут, только если вы сами в лоб спросите. А откуда вам знать, что нужно о них спрашивать, если вы их не знаете? Круг замкнулся, ловушка сработала. Но вот когда узнаете точно - когда попадете на деньги. И принимать меры будет поздно.

Именно таким образом Альфа старается действовать вообще всегда. Да, все написано! Но на 20 разных бумажках в 20 разных местах. О том, что эти бумажки вообще есть, вы узнаете, только если пойдете их искать. А с чего вам их искать, если вы не знаете, что дополнительная информация вообще должна быть?

Новая кредитка

Да, конечно, новую стиралку я купила по кредитке - а какие еще были варианты, при моей-то зарплате? (Не жалею, кстати, ни капли! Так я узнала, что, оказывается, лет 5 у меня машинка толком не стирала вообще - небо и земля по сравнению с тем, что я имею сейчас). Прикинув свои возможности и предложения рынка, я пошла читать детали Альфовской "365 дней без процентов". Что там все не так волшебно, как говорит реклама, я знала, но надо было узнать, насколько именно.

Что я делала:

  • Прочитала всю информацию на ресурсах самой Альфы.
  • Прочитала отзывы пользователей.
  • Прочитала ответы Альфы на отзывы, разумеется, почти всегда ругательские (там вообще прелесть что такое, железные зубья под маской пушистой клиентоориентированности: сначала человеку, потерявшему деньги, пишут "напишите подробности, мы поможем все решить!" - а когда человек пишет подробности, то получает в морду "да, у нас такие правила, платите и не скулите".

Какие выводы я сделала для себя

Чтобы не попадать на лишние проценты и получить свой год льготного периода, надо помнить, что:

Кредитка это одноразовая.

В прямом смысле: пользуешься один раз, один месяц (меньше на самом деле), первый, потом все - только отдаешь деньги и для трат ее не используешь. Потому что слишком легко запутаться в льготных периодах - которые разные на покупки, снятие и т.д. и рискуешь влететь на проценты, которые у Альфы сразу на всю сумму задолженности навсегда, и проценты конские - от 49 до 75 (не знаю, как при таких процентах вообще кто-то умудряется долг отдавать. Я здесь писала, как легко и просто за 3 дня задержки зарплаты Альфа превратила мои 11 тысяч долга в 15. А если изначально долг не 11 тысяч, а 100?

Следите за руками:

Главные правила таковы:

- Льготный период 365 дней - это только на покупки в первые 30 дней. Даже не календарный месяц. Причем только покупки! Ибо, например, снимать наличные бесплатно с этой карты можно, но льготный период на них вовсе не 365 дней, даже если они и в первый месяц - а всего 60. Таковы правила, но вам о них не скажут, если не спросите специально.

- После 30 дня на все льготный период - 60 дней. Т.е. сумму, на которую напокупали в первый месяц, вы отдаете год, а все следующие покупки и снятие - в течение 2 месяцев и точка. В этих периодах легко запутаться, потому что внятной навигации в приложении. которое бы внятно показывало, где когда вы должны сколько заплатить - нет. Про сами льготные периоды вам даже расскажут, к какому сроку вы сколько денег должны заплатить - нет, сами гадайте или вспоминайте.

-2

- Страховка - ну если готовы еще и за списанием этих денег следить и бдить, не вынесет ли вас автоматическое списание из грейса - то да, защищайтесь подобным образом. В противном случае ее просто не должно быть. Требуйте у сотрудника отключить, задавайте вопрос сами. Про это тоже никто не расскажет, и многие люди уже так налетали на большие проценты - именно не учитывая списания страховки, которую они не подключали (а она есть).

- Начало первого месяца - вот тут интересно! Следите еще внимательнее, тут тоже большинство прокалывается. 365 дней - льготный период для покупок в первый месяц. То есть, не совсем так. До конца-то да, а начало будет не тогда, когда вы активировали карту или совершили первую покупку, а когда станет действительно допсоглашение. Которого, к слову, в приложении нет (или оно так спрятано, что еще не нашел никто), его подписать можно только в банке. И там тоже об этом процессе вам не скажут, если сами не спросите, и вот его подписание (после ваших действий) займет еще несколько дней - мне уведомление о том, что все, можно пользоваться картой, все формальности улажены - пришло еще через 2 дня. Если начать тратить деньги раньше - вы попадаете на проценты. Таким образом, из первых 30 дней несколько у вас съедается на оформление формальностей. Вот такая клиентоориентированность.

При чем тут UX?

Обучение UX-копирайтингу все-таки оставило на мне свой мрачный отпечаток, потому косяки в приложениях теперь бесят особенно сильно. Задача UX-писателя - сделать продукт максимально удобным, чтобы вы сразу понимали, где здесь что, и что будет, если вы нажмете на какую-то кнопку. В Альфе такие специалисты точно есть (сама на вакансию подавалась), и их задача ровно противоположная - чтобы вы запутались, не разобрались и потом побольше процентов банку отвалили.

На главном экране показывают не все ваши продукты. Зато покажут статистику типа курса юаня и рекламные предложения типа нового кредита. Почему?!? Ответ все тот же: затем, чтобы вам лень было лишний раз перейти посмотреть, что там у вас в данных о кредитах, и вы пропустили очередную дату. Места мало на главном экране? Так, блин, уберите то, что можно найти через поисковик, и поставьте то, что нужно каждому в первую очередь! Или у Альфы подавляющее количество клиентов в приложение ходит золото покупать, а не состоянием своих счетов интересоваться?

-3

Предположим, нашли вы все-таки нужный вам кредитный счет - на его экране понятного еще меньше. Вкладки "О счете" и "Информация о кредите" полностью повторяют друг друга, найдите три отличия (или хотя бы одно). Так зачем их два тогда?

-4

Более того, кнопка "Период без процентов" тоже ведет на экран "О счете", а занимает она дофига места! Зачем она вообще нужна в таком случае?

-5

А вот детальную раскладку, сколько вы в каком льготном (или уже не льготном) периоде должны - это вы задолбаетесь искать! Я на такую набрела как-то раз случайно - сегодня полдня специально искала и не нашла. "Совпадение? Не думаю".

А может, можно просто у техподдержки спросить?

Можно только техподдержка там только мчит цитатами (которые вы и так знаете), причем даже в цитатах путается. А для банка вообще будет в итоге не аргумент, что вас неправильно сориентировали - очень сожалеем, еще больше извиняемся, деньги не вернем.

-6

Короче

Все банки идут на уловки, все пытаются финтить с приложениями и навигацией. Но Альфа тут просто не знает себе равных! Это игра с шулерами. Играть в нее можно, только если у вас железные яйца. И еще железные руки. которыми вы себя будете за них держать. Все остальное - путь в пропасть.

У меня пока полет нормальный, скольких нервов и времени мне это стоило - вы видели. Что будет дальше - посмотрим.

З.Ы. Как я мечтала о трех выходных днях после четырех рабочих! Фиг там, сейчас сижу на замене. Только на полдня, потом учиться поеду. Предложили подработку, а очередной взгляд в бездну, т.е. на состояние кредиток, не позволяет отказываться. А завтра обычный первый рабочий день из трех. Так и живем.

-7