Популярны троцкистские рассуждения касательно позиции Сталина и Коминтерна по китайскому вопросу конца 1920-х годов. Тогда социальное противостояние в Поднебесной нарастало, китайские коммунисты и китайские националисты боролись против японской интервенции, и Коминтерн по большей части поддерживал именно националистов. В частности поддержка шла оружием и деньгами. Определённые ресурсы предоставлялись и КПК, но Гоминьдану куда как больше.
Из этого троцкисты делают вывод, что линия Сталина и Коминтерна привела к поражению китайской революции в 1930-х. Но эта позиция — верх антиисторичности. Сегодня нам легко смотреть на те события с высоты истории, а вот большевики решали конкретную задачу конкретными доступными им инструментами — и решили эту задачу блестяще.
Понимая, что СССР стал оплотом социалистической системы, задачей Коминтерна являлось снижение влияния империализма в Китае. Это — задача минимум. Приведение там к власти коммунистов в принципе оценивалось как маловероятное. Отсталая крестьянская страна вряд ли могла воспринять идеи марксизма-ленинизма, а вот националисты имели куда как большую социальную опору. Поэтому по большей части ставка и была сделана на поддержку Чан Кайши — это логичный шаг для выполнения поставленной цели, изгнать из региона милитаристскую Японию.
Более того — сегодня забывается тот факт, что китайские коммунисты образца 1920-х годов были коммунистами разве что по самоназванию. Китай на протяжении тысячелетий оставался страной достаточно закрытой и слабо воспринимающей интеллектуальные и идеологические новшества. Китай считал себя центром вселенной, и потому относился к философским и научным изысканиям в Европе или где бы то ни было ещё с большим недоверием.
Лишь после падения последней империи, когда стала очевидна отсталость Китая, там стали массово воспринимать заграничные идеи. Тогда молодое поколение начало знакомиться и с марксизмом. Но стоит понимать — далеко не всё было переведено на китайский, да и понять те или иные тексты Маркса в отрыве от всей предыдущей философской и экономической мысли было бы почти невозможно. В основном молодые китайские коммунисты были увлечены трудами Ленина, так как видели конкретное применение его идей на практике, видели необходимость также сбросить иностранный гнёт со страны и начать движение к народной власти (идеи этого ходили в китайской традиции давно, можно вспомнить те же «жёлтые повязки)».
В отличии от партии большевиков и многих других коммунистических партий Европы и мира, китайские коммунисты в теоретическом и практическом плане почти не прошли никакой подготовки, были слабо погружены в коренные вопросы теории и практики. Сегодня мы знаем, что они победят и многое наверстают — но с позиции конца 1920-х годов это было отнюдь не очевидно. Поэтому была сделана ставка на более понятных и прогнозируемых националистов. И ставка эта оказалась абсолютно верной, своевременной, теоретически и тактически выверенной, пусть это и затормозило рост КПК.
Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot
Для желающих поддержать нашу регулярную работу:
Сбербанк: 2202 2068 9573 4429