Нужно заметить, что советские кинематографисты, конечно же не без указания сверху, довольно оперативно отреагировали на реальный факт захвата танкера "Туапсе" 23 июня 1954 года. История и правда была довольно неприятной и грязной. Поскольку этому инциденту предшествовали аналогичные случаи захвата гражданских судов правительством Чана Кайши. Но именно советским морякам повезло меньше всего. Ведь откровенно пиратская деятельность флота Китайской республики началась именно в 1953. Все попытки освободить экипаж захваченного судна, как со стороны СССР, так и со стороны США и других стран не привели к положительному результату. Ни помогало ничего, ни совместные заявления, ни даже переговоры президента Америки с представителями Чана Кайши. СССР вести переговоры напрямую не мог, поскольку дипломатических отношений между ним и КР не было.
В 1957, то есть через три года после инцидента был написан сценарий и снят фильм "Ч.П. - Чрезвычайное происшествие", причем для того, что бы ускорить производство было решено объединить усилия двух крупных киностудий им. Горького и им. Довженко. Рассказ ведется от имени первого помощника капитана по воспитательной работе Антона Коваленко(Михаил Кузнецов). Ну а роль моториста Виктора Райского досталась Вячеславу Тихонову. Это был его третий масштабный проект.
Ну а я, как обычно, расскажу не совсем о фильме, а о технике из него. Благо ее тут, как ни странно довольно много. Правда первые 24 минуты действие происходит на воде, а вот в момент когда танкер был отбуксирован в порт мы можем увидеть и первый автомобиль. Это Willys MB. На нем приезжает представитель правительства Китайской республики.
К 35 минуте на пирс въедет множество автомобилей. Белый кабриолет явно немецкого производства. Определить смогу чуть позднее.
В право нижнем углу Dodge WC51 более известный в РККА как "Додж три четверти". Чуть выше стоит явный Studebaker US-6, а перед носом белой машины еще два Willys MB.
Ну а вот этот "танк" или самоходка, она в самом низу кадра, явно работа студийных декораторов.
Забавно, но по совершенно понятным причинам о роли американских дипломатов, и их попытке освободить моряков заложников, в фильме нет ни единого слова. Зато как бы намекая на то, что вчерашние друзья, теперь играют за другую команду нам показывают бобину для кабеля с надписью "Made in USA".
А вот и корма Dodge WC51. Ее можно увидеть в момент когда военные Китайской республики пытаются разделить моряков.
Момент когда моряки прячут портрет Ленина вообще из разряда особенных. Вот какие сознательные строители коммунизма оказывается.
Первоначально моряков помещают на виллу, назовем это так. Шикарно кормят и дают отдыхать. В один из моментов к ним наведывается один из полковников. Он снова приезжает на Willys MB.
Еще одна откровенная ложь. Советским морякам приносят газету, она конечно же американская, где утверждается, что танкер не был захвачен, а добровольно передан властям Китайской республики.
На 53 минуте становится понятно, что именно за автомобиль мы видели на пирсе. Это без сомнения Maybach DS8 или "Zeppelin". Это был третий автомобиль в Европе который оснащался двигателем V12. Его объем как следует из индекса равнялся восьми литрам. При весе в 3 тонны, водителям даже требовались грузовые права для управления этим автомобилем, он имел мощность в 200 лошадиных сил и мог разогнаться до 170 км/ч.
В момент когда в целях устрашения одного из моряков привозят на берег моря и готовят к расстрелу мы можем лучше рассмотреть все машины из порта. Снова Willys MB.
Тут отлично видны несколько Studebaker US-6.
И Dodge WC51
А вот сей аппарат идентификации никак не поддается. Явно нечто трофейное и "заколхоженное" кем-то.
Ну а это уже откровенная ложь. Никто никого не расстреливал. Особенно веселит тот факт, что девушка и матрос стояли рядом, но расстрельная команда, видимо стоящая исключительно из снайперов попала именно в мужчину и не задела женщину.
Правда оказывается, что это "подлый" предатель родины. Который подписал прошение о политическом убежище в США.
Снова "виллис".
Пытаясь заставить подписать прошение похитители идут на любые шаги. К примеру моториста стращают тем, что отдадут девушку, члена экипажа, солдатам. И тот вынужден это сделать под давлением.
В этом кадре даже сохранившаяся эмблема Maybach видна.
А вот и новый персонаж. Помимо уже виденного нами Maybach ....
мы можем увидеть не менее дорогой и редкий автомобиль Horch 830. Это первая в Европе модель оснащенная мотором V8. И Вот чуть позднее можно понять, что перед нами большой представитель семейства 830, а именно 830 BL да еще и с кузовом Pullman-Limousine. На радиаторе хорошо видны четыре кольца и расположенная у пробки радиатора эмблема фирмы с короной.
Когда во двор въезжает "Виллис" автомобили уже стоят не кормой к камере, а носом.
Американский автомобиль Packard Twelve 5-Passenger Sport Phaeton уже не трофейный. Их довольно много закупали в 30-е годы в СССР. "Отец народов" очень не ровно дышал к этой марке. В основе двигатель V12 объемом в 7,3 литра и мощностью в 160 лошадей. Максимальная скорость 160 км/ч.
Мотоцикл тоже поставленный в СССР в годы войны по ленд-лизу, это Harley-Davidson WLA. Его можно узнать по характерной раме и расположению V-образного двигателя.
Дальше мы снова видим знакомый нам Maybach. Но впервые нам показывают его спидометр. Обратите внимание, что он размечен до 160 км/ч.
Но вот дальше происходит нечто невообразимое. Дорогущий "Цеппелин" врезается в кирпичную стенку. Нет, я понимаю, что кирпичи были из папье-маше но все же.
Я понимаю, что перед трюком автомобиль лишили оптики, вынув редкие стекла и лампочки из фар, да и на бампере нет ни одной царапины. Но машину жаль.
К чести кинематографистов нужно отметить, что испытаниям реальный Maybach они не подвергли. Вот в кадре очень неплохо сделанный макет.
Про мотоцикл и американский кабриолет говорить больше не стану. Они просто появятся в кадре на несколько секунд.
А вот опять смотрим на "Цеппелин". Обратите внимание на фары головного света. Декораторы постарались и сделали их имитацию.
Как хочется думать, что и царапины на кузове нанесены ими же.
На аэродроме мы видим все знакомые нам машины. И американские Packard и Studebaker и немецкий Maybach.
Концовка несколько обескураживает. Дело в том, что голос за кадром говорит нам о том, что 11 моряков остались в тюрьме. Но при этом ни слова нет о том, что 20 человек из 49 членов экипажа уехали на ПМЖ в США. Причем все они были заочно осуждены у себя на родине как изменники. Что советская разведка, вывезет несколько человек через Южную Америку, а после пресс-конференций отправит их в тюрьму, снова как предателей. А отсидевшие в Тайваньской тюрьме смогут вернуться в СССР лишь в 1988 году.
Но тогда, в 1959 году, зрители конечно же об этом ничего не знали. Им преподнесли развесистую клюкву замешанную на героизме.