Когда речь заходит об аргументах для Итогового сочинения, то чаще всего дети обращаются к текстам на духовно-нравственную тематику. Тут в лидер хит-парада "Капитанская дочка", "Преступление и наказание", "Судьба человека" и иже с ним.
А я хочу показать примеры аргументов на темы из второго раздела - "Семья, общество, Отечество в жизни человека".
Почему? Потому что думаю, что в этом году будут темы именно с акцентом на исторические переклички с предыдущими войнами, на историческую память народа, на то, что нужно помнить всегда, чтобы не потерять свое будущее.
Для удобства я разбила аргументы по историческим событиям, начала с 19 века. Постаралась привести примеры как славных, так и скорбных страниц истории России. И те, и другие нужно знать и помнить.
Война 1812 - славная страница истории России
Лермонтов. Бородино.
Одним из самых известных произведением о войне 1812 года по праву стало стихотворение Лермонтова "Бородино". Недаром строки из него разобраны на цитаты: "Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, была французу отдана?", "Ребята! Не Москва ль за нами?", "Недаром помнит вся Россия".
Сам поэт родился уже после 1812 года, но с детских лет слушал рассказы его отца и братьев бабушки о Бородино. Именно это позволило ему описать сражение с такой удивительной исторической точностью.
Повествование в стихотворении идет от лица старого артиллериста. Это не случайно. Так Лермонтов рассказал о великом сражении, о патриотическом подъеме и беспримерной доблести солдат простым языком. К тому же читатель введен в самую гущу событий, он видит войну глазами рядовых солдат до мельчайших деталей.
Спустя два века "Бородино" не утратило поэтическую новизну, правильность исторической трактовки событий, став по-настоящему народным изображением битвы.
Толстой. Война и мир.
Отечественная война 1812 года - центральное событие в романе Льва Толстого "Война и мир". Судьбы всех героев тесно переплетены с ним. При этом автор показывает истинно народный характер войны, поскольку она была освободительной. Он рисует картины участия в военных действиях всех слоев общества. Русский народ проявляет подлинный патриотизм, готов защищать свою страну от врага даже ценой жизни. Таким образом, Толстой показывает, как солдаты, казаки, простые крестьяне - весь русский народ сплотился перед лицом опасности и изгнал вражескую армию.
Ярким проявлением патриотизма русского народа стало массовое оставление жителями своих домов. Не только в Москве, но и в других городах, люди уезжали, уничтожая всё имущество, чтобы оно не досталось врагу. С таким явлением Наполеон столкнулся впервые. Жители европейских городов зачастую с радостью встречали французскую армию. Но чувство национальной гордости, по мнению Толстого, заставляло жителей покидать свои дома, для них жить в захваченном городе было неприемлемо.
Еще одной приметой подлинно народной войны стало партизанское движение. Толстой описывает деятельность сотен партизанских партий, состоящих из людей самых разных сословий, которые гнали врага по Смоленской дороге. Автор назвал это движение "дубиной народной войны", которая стремилась "очистить свою землю от нашествия" и достигла этого.
Таким образом, в романе создано широкое полотно подвига народ, защитившего свою родину от наполеоновских захватчиков.
Эпоха крепостного права - трагедия многих поколений
Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву.
В книге "Путешествие из Петербурга в Москву" Радищев сумел нарисовать картину жизни России восемнадцатого века, изобразить страдания народа от крепостнического строя. На страницах дневника писателя мы видим описание царского двора, помещиков, чиновников, купцов, крестьян. Радищев откровенно говорит о произволе властей и злоупотреблениях дворян. Но главное в произведении даны картины жизни крепостных. Так, в главе "Пешка" описывается крестьянская изба, одежда, обувь крепостных. Кругом царит ужасающая нищета. Автор обвиняет в таком плачевном состоянии крестьян дворянство.
Также Радищев показывает, как помещики беспощадно эксплуатируют крестьян, обогащаются за счет их труда, торгуют живыми людьми и разлучают семьи.
Таким образом, автор показал, в каком бедственном положении находилось крестьянство и как крепостничество развратило дворянство. Единственный выход из этой ситуации писатель видел в революции, эта мысль является лейтмотивом произведения, ставшего поистине революционным для своего времени.
Некрасов. Забытая деревня. Размышления у парадного подъезда.
О тяготах быта крепостных рассказал в стихотворении "Забытая деревня" Николай Некрасов. Поэт показывает, с какими трудностями сталкиваются крестьяне. Так, старушка просит у бурмистра леса, чтобы починить избушку. Но тот отказывает ей. Ненила надеется, что ей поможет барин, когда приедет из города. На это же надеются и мужики, у которых соседи отрезали изрядный кусок земли. И все в деревне, от мала до велика, верят, что от произвола управляющего их защитит их хозяин - помещик.
Но надежды крестьян напрасны. Старый барин умирает, а новый живет в Петербурге и делами поместья не интересуется, а потому и дальше крепостным придется терпеть несправедливость и нападки любого, кто может их обидеть.
Тема бесправия крепостных и нежелания власть имущих заниматься проблемами крестьян поднимается и в стихотворении "Размышления у парадного подъезда". Ходоки пришли к вельможе, чтобы пожаловаться на своё житьё. Но "владелец роскошных палат еще сном был глубоким объят". Но оборванных крестьян прогоняют от парадного подъезда. Автор негодует, призывая вельможу пробудиться от привычного ему образа жизни, которое состоит в "упоении лестью бесстыдной", "волокитстве, обжорстве, игре".
Описывая тяжелое положение крепостных, поэт приходит к выводу, что в стране нет такого места, "где бы русский мужик не стонал". В финале авто задается главным вопросом: а пробудится ли народ для борьбы или он уже "навеки духовно почил?"
Революция и Гражданская война - благо или зло?
Блок. Двенадцать.
Образ самого противоречивого исторического события недавнего прошлого, Октябрьской революции, создал в поэме "Двенадцать" Александр Блок. Произведение было написано в январе 1918 года, практически сразу после восстания 1917 года. Это сказалось на том, какой увидел его Блок и как оценил это событие.
По сюжету отряд из двенадцати солдат идет по Петрограду в поисках врагов революции. По дороге им встречаются представители всех слоев общества: бедная старушка, буржуй, поп, писатель, барыня. Блок показывает, что вместе со старым миром рухнули и нравственные законы, солдаты готовы стрелять в "Святую Русь", чтобы защитить дело революции.
Кульминацией поэмы становится убийство распутной Катьки. И как выясняется, убил ее Петька, ее бывший возлюбленный; из ревности, а не по идейным соображениям. Автор также показывает, что преступление останется безнаказанным: "Не такое нынче время". Наступила эпоха вседозволенности:
Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба -
Гуляет нынче голытьба!
В финале поэмы во главе отряда встает Иисус Христос "в белом венчике из роз". Из этого мы можем сделать вывод, что несмотря на то, что революцию Блок воспринял, как событие противоречивое и трагическое для страны, он все же верит в светлое будущее и возрождение человеческих ценностей.
Шолохов. Тихий Дон.
В романе-эпопее "Тихий Дон" Михаил Шолохов рисует трагедию гражданской войны на примере семьи Мелеховых. Автор показывает, как эта война становится поистине братоубийственной, по разные стороны разведя отцов и детей, родных братьев.
Мелеховы - потомственные донские казаки, их жизнь состоит из крестьянского труда и воинской службы. Но вековые устои народа разрушаются, когда начинается гражданская война. Идеологические разногласия делят людей на два лагеря. Главный герой, Григорий Мелехов, пытается найти правду, разобраться, на чьей стороне справедливость. И от того, найдет ли он эту правду, зависит его судьба, его жизнь, так как и белые, и красные требует защищать свою правду кровью, убивая врагов. Григорий постепенно понимает, что казаки одинаково страдают и от тех, и от других. Смена власти не принесла им ничего хорошего, вокруг по-прежнему царит война и несправедливость.
И финал романа поистине трагичен. Григорий потерял всё: дом, семью, любовь, ничего не приобретя взамен. После долгих лет скитаний он возвращается домой и берет маленького сына на руки. Теперь ему предстоит строить свою разрушенную жизнь заново. На его примере Шолохов показывает судьбу и трагедию всего народа, пережившего гражданскую войну.
Сталинские репрессии как трагедия народа, о которой нельзя забывать
Солженицын. Один день Ивана Денисовича.
"Один день Ивана Денисовича" - пример того, как государство калечило жизни людей в годы тоталитаризма. Главный герой осуждён на 10 лет лагерей за то, что два дня был в фашистском плену, откуда бежал "к своим". Судьба Шухова и его товарищей позволяет автору показать картину трагедии народа в тоталитарную эпоху. Для этого главным героем он делает простого человека из народа: Шухов был обычным крестьянином, потом рядовым Красной Армии. А стал "врагом народа". То есть врагом народа объявлен сам народ. Солженицын построил рассказ на подлинных историях многих заключённых, на том историческом прошлом, которое тщательно замалчивалось. Это было первое произведение, рассказывавшее правду о сталинском терроре, о его ужасающих масштабах. Из рассказа мы узнаем о существовании других лагерей, об Архипелаге ГУЛАГ. Судьба Ивана Денисовича и таких же невинных жертв, как он, становится обвинением исторической эпохе. Но правда, рассказанная об их жизни, вселяет надежду на окончательное преодоление этого прошлого.
Ахматова. Реквием.
Тема памяти ключевая для поэмы. Сама история создания произведения неотделима от механизма памяти. Работа над текстом началась в 1935 году, когда у поэтессы были арестованы муж и сын. Долгие годы Ахматова заучивала текст наизусть, сжигая рукописи. Отрывки по памяти читала друзьям. Записать поэму она решилась только в 1950 году.
Проблематика "Реквиема" в беспомощности, бесправии невинных жертв сталинских репрессий, в боязни, что новые поколения забудут горе этих людей. Поэтому в поэме звучит призыв к потомкам построить памятник народному страданию и не позволить этой страшной трагедии повториться.
Великая Отечественная война - символ мужества и силы народа
Шолохов. Судьба человека.
В рассказе "Судьба человека" Михаил Шолохов дал панораму истории, показал драматичные эпизоды войны. Он обратил внимание современников на реальные судьбы тех, кто отстоял Родину. Сделал он это через описание жизни героя - ровесника века. Война стала для Андрея Соколова тяжелым испытанием: он потерял семью, прошел через ужасы плена, но не уронил себя и нашел в себе силы жить дальше. Важно отметить, что Андрей Соколов - это собирательный образ, он воплотил в себе черты, свойственные народу: смелость, самоотверженность, твердость духа, человеческое достоинство. Они и сейчас служат для нас примером, и мы должны помнить о них.
Твардовский. Я убит подо Ржевом.
Теме сохранения памяти обо всех известных и безымянных героях, не вернувшихся с войны, посвящено стихотворение Александра Твардовского "Я убит подо Ржевом".
Повествование в произведении ведется от лица солдата, который уже погиб, это создает особую щемящую интонацию:
Я — где крик петушиный
На заре по росе;
Я — где ваши машины
Воздух рвут на шоссе;
Где травинку к травинке
Речка травы прядет, —
Там, куда на поминки
Даже мать не придет.
Лирический герой задает вопрос живым, желая узнать, а выиграно ли было сражение подо Ржевом, в котором он погиб? И уверен, что победили:
Нет же, нет! А иначе
Даже мертвому — как?
И у мертвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за родину пали,
Но она — спасена.
Таким образом, лирический герой сознает, что смерть его и еще миллионов таких же безымянных героев была не напрасна. А всем, кто прошел через войну и остался жив, он завещает быть счастливыми и хранить победу. И сделать он это призывает "в память воина-брата, что погиб за нее".
Всем удачи на Итоговом сочинении)