Найти в Дзене
Вокальная библиотека

Краткий обзор «Complete Vocal Technique»

Оглавление

Петь не так уж и сложно, каждый может этому научиться. Я разделила вокальную методику на четыре основных блока, перечисленных ниже. Комбинируя элементы этих четырех блоков, вы сможете воспроизводить именно те звуки, которые вам нужны. Также вы сможете точно идентифицировать свои проблемы и ошибки и сосредоточиться на том, над чем конкретно вы хотите поработать.

Я сжала «Полную вокальную технику» в несколько страниц. Вы можете вернуться к этим страницам в любое время, чтобы освежить в памяти содержание книги.

Четыре основных блока:

  • Три основных принципа – обеспечить здоровый звук.
  • Четыре вокальных режима – выбрать «механизм», в котором вы хотите петь.
  • Окраска звука – сделать звук светлее или темнее.
  • Эффекты – использовать определенные звуковые эффекты.
-2

Три основных принципа

Три основных принципа являются наиболее фундаментальными и важными для самосовершенствования. Они позволяют достигать всех низких и высоких нот в пределах диапазона конкретного певца, петь длинные фразы, иметь чистый и мощный голос и избегать охриплости.

Три основных принципа должны соблюдаться независимо от режима, окраски звука и эффекта.

1. Поддержка

Поддержка – это работа против естественного стремления диафрагмы выпустить вдыхаемый воздух. Это достигается сопротивлением её движению. Во время пения мышцы талии и солнечного сплетения выталкиваются наружу, в то время как низ живота постепенно и непрерывно втягивается внутрь, а мышцы спины напрягаются. Мышцы поясницы пытаются оттянуть таз назад, в то время как мышцы живота пытаются подтянуть его обратно. Эта битва, возникающая между мышцами живота и мышцами поясницы, является ценной и важной частью поддержки. Однако поддержка должна быть постоянной и непрерывной. Когда мышечное напряжение перестаёт быть устойчивым и непрерывным, например, если вы не можете больше втягивать низ живота или выталкивать мышцы талии или солнечного сплетения, тогда, как правило, поддержка теряется. Важно сохранять энергию поддержки, не тратить её впустую и не использовать в неподходящий момент. Не прилагайте много усилий пока в этом нет необходимости. Сохраните силы на тот случай, когда петь станет трудно, например, на высоких нотах или в конце фразы. Поддержка – это тяжелая физическая работа, поэтому вы должны быть в хорошей физической форме.

-3

2. Необходимый тванг (твенг)

Область над голосовыми связками образует воронку, которая называется «надгортанной воронкой». При тванге отверстие надгортанной воронки уменьшается, т.к. черпаловидные хрящи приближаются к нижней части надгортанника (стебельку). В результате звук становится чище и без придыхания, и вы можете увеличить громкость. Вам нужно всегда использовать необходимый тванг, чтобы сохранять правильную технику и добиваться лёгкой и беспрепятственной работы голоса независимо от используемого режима, звуковой окраски и эффекта. Необходимый тванг облегчает пение во всех смыслах. Для многих необходимый тванг (от английского twang – «гнусавить») вовсе не звучит гнусавым.

-4

3. Не выпячивайте челюсть и не сжимайте губы

Старайтесь не выпячивать челюсть и не сжимать губы, так как это часто приводит к зажиму голосовых связок. Чтобы добиться правильного положения челюсти, наклоните голову назад, поместив палец между верхней и нижней челюстью. Сохраняйте это положение челюсти во время пения. Нижняя челюсть должна быть отведена назад относительно верхней челюсти. На высоких и низких нотах открывайте рот шире, чем на нотах в средней части диапазона.

Избегайте напряжения губ. Также важно формировать гласные языком, не слишком изменяя форму рта. С другой стороны, согласные обычно образуются за счёт сужения речевого тракта и напряжения губ, но поскольку вы не задерживаетесь на них очень долго, они не мешают петь. Важно уметь сразу снимать напряжение, переходя от согласных к гласным.

Не выпячивайте челюсть и не напрягайте губы
Не выпячивайте челюсть и не напрягайте губы

Четыре вокальных режима

Способы использование голоса можно разделить на четыре вокальных режима: Нейтральный, Кёрбинг, Овердрайв и Эдж (ранее «Белтинг»). Режимы различаются тем, что имеют разную степень металлического призвука. Большинство проблем с пением возникают из-за неправильного использования режимов. Каждый режим имеет определённый характер, свои преимущества и ограничения. Чтобы избежать ошибок и технических проблем, важно знать и контролировать режимы, использовать их преимущества и учитывать их ограничения. Также важно иметь возможность свободно переключаться между режимами, чтобы максимально использовать их преимущества. Вы можете менять их плавно или делать резкие переключения, чтобы добиваться вокальных брейков. Каждый из четырёх вокальных режимов следует тренировать индивидуально и по-разному. Не забывайте соблюдать три основных принципа независимо от режима.

Нейтральный

-6

Нейтральный – единственный неметаллический режим. В звуке нет «металла». Характер часто мягкий, как у колыбельной. Нейтральный – это единственный режим, в котором вы можете петь с добавлением воздуха (с субтоном), не причиняя себе вреда. Два крайних варианта Нейтрального называются «Нейтральный с воздухом» #55 и «Нейтральный без воздуха» #56. Для ясности оба варианта показаны по отдельности. Нейтральный режим достигается использованием «свободной челюсти».

В популярной музыке Нейтральный с воздухом используется для тихих пассажей, когда требуется субтон. В классической музыке Нейтральный с воздухом используется только как редкий эффект. В повседневной жизни Нейтральный с воздухом используется, когда вы говорите с придыханием или шёпотом.

Нейтральный без воздуха часто используется в популярной музыке, когда вам нужен звук без металла, но при этом чистый и без придыхания. В классической музыке Нейтральный без воздуха используется как мужчинами, так и женщинами при тихом пении, то есть в пианиссимо и «утончении» (громкость ноты постепенно уменьшается, но нота не теряет своего качества). Женщины используют Нейтральный без воздуха в классической музыке, когда поют высоким голосом, независимо от громкости. В повседневной жизни Нейтральный без воздуха используется, когда вы говорите тихо, без придыхания.

Все части диапазона, все гласные и любая окраска звука могут использоваться в Нейтральном режиме как мужчинами, так и женщинами. Как правило, Нейтральный – режим с малой громкостью: от очень тихой (pp) до умеренно тихой (mp). Значительную громкость (ff) можно получить только в Нейтральном без воздуха в верхней части диапазона. На Западе Нейтральный режим чаще всего используется при обучении пению (для женщин), а также часто используется в церковных и школьных хорах.

Кёрбинг

-7

#72. Кёрбинг – единственный полуметаллический режим. В нотах присутствует лёгкий «металл». Кёрбинг – самый мягкий из металлических режимов. Звучит слегка жалобно или сдержанно, как когда стонешь от боли в животе. Кёрбинг можно найти, используя «натяжение» («удержание»).

Кёрбинг используется в популярной музыке на средней громкости и когда в нотах требуется определенное количество металла, например, в мягком соуле или R'n'B. Кёрбинг используется в классической музыке мужчинами на умеренной громкости (mf) в любой части диапазона, и женщинами при громком (f) пении в средней части диапазона, а иногда и в нижней его части. Вы используете Кёрбинг в повседневной жизни, когда плачете, стонете или ноете.

Мужчины могут использовать Кёрбинг в любой части диапазона. Женщины могут использовать Кёрбинг вплоть до верхней «До». Женщины не могут петь в Кёрбинге в предельно высокой части диапазона. Окраска звука может довольно сильно меняться. Чтобы сохранить режим, гласные необходимо изменить на «О» (как в «woman»), «UH» (как в «hungry») и «OO» (как в «you»). Громкость в Кёрбинге остается на более или менее среднем уровне по сравнению с другими режимами в диапазоне от умеренно тихой (mp) до умеренно громкой (mf). В этом режиме невозможно петь очень тихо или очень громко.

Овердрайв

-8

#97. Овердрайв – один из двух полностью металлических режимов. В нотах много металла. Характер Овердрайва прямой и громкий, как когда вы кричите «эй!» кому-то на улице. Овердрайв можно найти, используя «укус». Обычно используется при громком разговоре или пении в нижней и средней части диапазона.

Овердрайв используется в популярной музыке на большой громкости и когда в нотах требуется большое количество металла, например, в рок-музыке. В классической музыке он используется мужчинами, когда требуется громкость от большой до очень большой (fff), а женщины используют Овердрайв в классическом вокале только в нижней части диапазона, если вообще используют. Овердрайв используется в жизни, например, при крике.

Овердрайв – самый ограниченный режим с точки зрения высоты звука, особенно для женщин. Верхняя граница для женщин – D5/Eb5, а для мужчин – C5. Нижней границы нет. Вы можете использовать только гласные «EH» (например, «stay») и «OH» (например, «so»). Однако окраску звука можно в некоторой степени менять. Громкость в Овердрайве варьируется от умеренно громкой (mf) до очень громкой (ff), хотя в нижней части диапазона можно петь относительно тихо. Чем выше ноты, тем отчетливее становится громкий, кричащий характер звука.

Эдж

-9

#120. Эдж (ранее «Белтинг») – ещё один полнометаллический режим. В нотах содержится большое количество металла. Характер Эджа светлый, агрессивный, резкий и кричащий, похожий на звук пикирующего самолёта. Эдж можно найти, сужая надгортанную воронку (например, имитируйте кряканье утки).

Эдж часто используется в популярной музыке, в основном в верхней части диапазона, когда нужна значительная громкость с большим количеством металла в нотах, например, в тяжелом роке и госпеле. Эдж используется в классической музыке, когда мужчины поют очень громко (ff), часто в верхней части диапазона, например, на верхней «До» для тенора. Женщины не используют Эдж в классической музыке. В повседневной жизни Эдж вы используете, когда кричите.

Мужчины могут использовать Эдж для всех частей диапазона. Женщины могут использовать Эдж вплоть до верхней «До». Женщины не могут использовать Эдж в предельно высокой части диапазона. Можно использовать только узкие гласные, поскольку суженная надгортанная воронка является условием достижения Эджа. Это означает, что гласные должны быть смещены к «I» (как в «sit»), «A» (как в «and»), «EH» (как в «stay») и «OE» (как в «herb»). Окраска звука может лишь незначительно меняться. В верхней части диапазона нельзя изменить светлую и резкую звуковую окраску. Громкость в Эдже варьируется от умеренно громкой (mf) до очень громкой (ff). Чем выше ноты, тем отчётливее становится кричащий характер звука.

Насыщенность (продвинутый уровень)

Режимы различаются по уровню насыщенности.

Когда вы успешно освоите весь объём информации о режимах на базовом уровне (режимы и металл), насыщенность даст вам более глубокое понимание. Рассматривая режимы с точки зрения насыщенности, вы сможете их глубже понять.

Вы можете использовать вокальные режимы, не вникая в тему насыщенности. Так что, если работа с насыщенностью создаёт для вас проблемы, вернитесь к режимам и металлу, чтобы сохранить ваше понимание режимов на базовом уровне.

Нейтральный

  • Нейтральный режим может колебаться от более полной до уменьшенной насыщенности.
  • Характер Нейтрального режима «мягкий» и неметаллический. Характер Нейтрального режима с более полной насыщенностью ясный, открытый, мягкий и неметаллический. Характер Нейтрального режима с уменьшенной насыщенностью мягкий и неметаллический, но сдержанный.
  • Фальцет – наверное, наиболее часто используемый вариант Нейтрального режима. Это тонкий и «пустой» звук, который проще всего найти в верхней части диапазона.

Кёрбинг

  • У Кёрбинга уменьшенная насыщенность. В рамках этой области степень насыщенности Кёрбинга может варьироваться.
  • Характер Кёрбинга сдержанный, прикрытый. И это проявляется ещё больше с уменьшением насыщенности.

Овердрайв

  • Овердрайв может колебаться от более полной до уменьшенной насыщенности.
  • Характер Овердрайва с более полной насыщенностью ясный, открытый и кричащий; характер Овердрайва с уменьшенной насыщенностью также кричащий, но немного сдержанный.

Эдж

  • Эдж может колебаться от более полной до уменьшенной насыщенности.
  • Характер Эджа с более полной насыщенностью ясный, открытый и резкий; характер Эджа с уменьшенной насыщенностью также резкий, но немного сдержанный.

Окраска звука

Во всех режимах есть возможность сделать звук более светлым или тёмным, хотя в некоторых больше, чем в других. Окраска звука создается в речевом тракте, то есть в пространстве над голосовыми связками, простирающемся до губ и включающем носовые проходы. Форма и размер речевого тракта имеют большое значение для окраски звука. У всех певцов разная физиология, поэтому у каждого певца свой собственный звуковой окрас. Если речевой тракт большой, звуковая окраска будет темнее, а в звуке больше «мяса». Если маленький – звук будет светлее и тоньше. Форма речевого тракта может быть изменена многими способами, т.е. существует много способов изменить звуковую окраску вашего голоса.

Не забудьте следовать трём основным принципам и контролировать выбранный режим, прежде чем менять окраску звука.

-10

Вы можете изменить форму речевого тракта, изменив:

  • форму надгортанной воронки #163 #164
  • положение гортани #165 #166
  • форму языка #167 #168
  • форму рта #169 #170
  • положение мягкого нёба #171 #172
  • степень открытия или закрытия носовых проходов #173 #174

Каждый из этих факторов можно и нужно тренировать индивидуально, чтобы знать влияние каждого из них на окраску звука. Как только вы сможете контролировать каждый фактор по отдельности, их можно комбинировать по-разному для достижения разных звуковых оттенков.

Эффекты

Это звуки, которые не связаны с мелодией или текстом, но подчеркивают экспрессию или стиль певца. Многие эффекты создаются в речевом тракте. Все певцы разные. Следовательно, каждый эффект должен быть специально разработан для каждого певца с учетом его анатомии, физиологии, физической подготовки, уровня энергии и темперамента.

Прежде чем вы начнёте работать с эффектами, важно, чтобы вы научились соблюдать три основных принципа и управлять выбранным режимом и окраской звука.

Возможные эффекты:

  • Дисторшн #222
  • Крикк #234 и криккинг #240
  • Рэттл #245
  • Гроул #252
  • Грант #270
  • Скримы #276 #277 #278
  • Намеренные вокальные брейки #284
  • Добавленный воздух (субтон) #67
  • Вибрато #295 #296
  • Техника орнаментированного пения (Riffs and Runs, мелизмы) #316

Доверяйте себе

Несколько основных правил, которые мы будем повторять снова и снова:

  • Вам всегда должно быть комфортно петь.
  • Техника должна сразу давать желаемый результат. Если этого не происходит, значит вы работаете с ней неправильно.
  • Если упражнение причиняет боль, ощущается некомфортным или неправильным, то оно НЕПРАВИЛЬНО. Вы – единственный, кто знает, что вы чувствуете, доверяйте своим ощущениям.

Продолжить чтение >>>

Оглавление
Книга "Complete Vocal Technique" на русском26 ноября 2023

Если материал был интересен, вы можете поддержать канал лайком, подпиской или рублём на Дзене, Boosty, ЮMoney или в VK