Иногда в зимний период составляю компанию моим друзьям одногодкам - диджеям Жуку и Маньяку провести дискотеку в доме культуры «Орбита» в посëлке Мегете Ангарского района.
Я просто составлял компанию, ни за что не отвечаю, ничего не зарабатываю, лишь помогаю донести с электрички часть оборудования и после дискотеки отнести до электрички обратно.
Нам ещë нет 30 лет, а законы государства ещë не сильно душат гражданские свободы. На дворе зима 2002 и 2003 годов.
У диджея Маньяка есть помощник - старшеклассник Саша, которого Маньяк и Жук кличут Малым.
Малой белобрыс и внешне похож на французского актера Бельмондо в молодости, но в слегка карикатурном изяществе, что ещë больше усугубляется отсутствием нормального образования и любовью к огненной воде. Саша растет без отца.
Дискотека в этот раз идет в фойе дома культуры. Я сижу на сцене за диджеями, на стуле и наблюдаю за происходящим.
Через полтора часа дискотечного угара, слегка нетрезвый Малой, с разрешения Маньяка решает примерить на себя роль диджея и желая разнообразить культурную программу включает медленную композицию и объявляет в микрофон: - «А теперь белый танец...»
Танцпол пустеет, парни расходятся к стенам фойе, а из групп девушек и молодых женщин отделяются самые смелые и начинают двигаться к парням, желая пригласить кого-то из них на танец, но тут же останавливаются как вкопанные слыша продолжение речи Малого: - «… кавалеры приглашают мужчин!». На танцполе немая сцена.
Маньяк моментально реагирует и одарив Малого подзатыльником сурово и быстро спрашивает: - «Какие ещë кавалеры приглашают мужчин?! Тут, что «Клетка»?!» - намекая на дурную славу одной из иркутских дискотек.
Малой вжав голову в плечи произносит в микрофон: - «Извините! Дамы приглашают мужчин!»
В двадцать три часа дискотека заканчивается. Она не ночная, а вечерняя, так как её посетители в основном, школьники.
Посетители расходятся. Остаемся мы — дискотечная команда, сторож мужчина лет под 40 и каких-то два мутных типа.
Через полчаса играем в бильярд с этими типами пара на пару. Малой, мой напарник, он слегка пьян, кривляется, несëт словесную околесицу и своим поведением очень не нравится главному из наших оппонентов, играющему в бильярд, не снимая с головы норковой шапки, со стоящими вертикально ушами. Тот всё время пытается поддеть Малого колкой фразой или обидными вопросами из репертуара зэков. Малой замолчал, нахмурился, но продолжает играть в бильярд.
Маньяку поведение незнакомцев не нравится, он мне успевает тихим голосом сказать: - «Наверное, придётся подраться». Я в Маньяке уверен, он от природы крепкий, свободолюбивый и не любит бандитов.
На четырёх игроков всего два кия. Малой и тип в норковой шапке по очереди пользуются одним и тем же кием.
После Малого бить по шарам очередь типа в шапке. Он ждет когда Малой освободит кий. Малой же, не подумав ставит кий на пол, прислонив к бильярдному столу. В результате чего кий скользнув по краю стола падает с грохотом на пол.
- «Ну!» - говорит громко и грозно тип в шапке, стоя с противоположной стороны бильярдного стола: - «Где мой кий?!»
Малой приседает, исчезает на мгновение за столом, поднимается, произносит жалким заиканием: - «А к.. к... кия больше нет», - и разводя руки в стороны показывает нам половинки кия.
Мне хочется засмеяться от нелепой сцены, но тип в шапке подходит к Малому и зловеще тихим голосом говорит: « - Ты попал! Слышишь?! Ты попал на бабки! Ты теперь мне деньги за кий должен! Если деньги завтра не принесешь, я тебя на счётчик поставлю!»
Малой с виноватым видом, опустив руки с половинками кия, понурившись смотрит в пол и хлопает глазами.
- «Стоп!» - пытаюсь я остановить завравшегося типа: - «Какие ещё деньги?! Кий не Ваш, а собственность дома культуры».
Наблюдавший за игрой Маньяк достает из кармана травматический пистолет, который похож на пистолет Макарова, и демонстративно передёргивает затвор.
Демонстрация Маньяком пистолета действует на незнакомцев волшебным образом и они, сославшись на невозможность продолжать игру одним кием, уходят на улицу в зимнюю ночь.
Я подхожу к Малому и высказываю ему своё недовольство, что он во время дискотеки успел наклюкаться, а потом своим пьяным поведением сам спровоцировал плохое отношение к нему людей, заодно чуть не подставил своих товарищей.
Малой не пререкается, а только вздыхает и опять хлопает глазами.
Первой утренней электричкой возвращаемся в Иркутск. Сидим в полупустом вагоне и отогреваемся после ожидания электропоезда на продуваемой морозным ветром станционной платформе.
Смартфоны только-только готовятся захватить мир. В пути надо как-то себя занять.
Малой как факир откуда-то извлекает журнал с кроссвордами и шариковую ручку.
Мы молча смотрим как Малой справится с заданием. Некоторые из вопросов в виде картинок. На одной из них нарисована щука.
По идее он должен написать по вертикали слово - "Рыба", а пишет - "Щука", в клетках по горизонтали написать должен слово, ответив на вопрос: "Защита моллюска". По количеству букв подходит — "Раковина", но все портит уже написанная буква "Ща". Мозг Малого выхватывает первую попавшуюся ассоциацию, путая буквы... А механизм самопроверки не воспитан.
Рука Малого выводит за букой "Ща" корявое продолжение слова. Мы читаем: - "Щкарлупа", - что вызывает у нас бурю хохота и колкое замечание от Маньяка: - «А проверочное слово какое?!».
Вдоволь насмеявшись молча разглядываем проплывающий пейзаж. Светает.
Малой поворачивается ко мне и говорит: - "Анатолий, а Вы знаете, что в Иркутске открыли новый ночной клуб? Называется "Бедная Лиза"?
- "Да ну?! - скептически отвечаю я: - "Такого названия не может быть".
- "Да нет же!" - не унимается Малой: - "Я сам название видел. Так и написано - "Бедная Лиза».Я отмахиваюсь от его буйных фантазий и отворачиваюсь к окну.В Иркутск прибыли в сером рассвете. Мне с Малым по пути со станции. Идём молча и, вдруг, он почти кричит: - "Вот! Посмотрите! Я же говорил - ночной клуб "Бедная Лиза"!»
Я смотрю куда он указывает рукой. На отштукатуренной стене общежития афиша с приглашением посетить ночной клуб "Бездна".
2023.11.26. Иркутск. Обухов Анатолий Васильевич.