История XCG-16 берет начало в революционной концепции Винсента Бернелли. В 1930 году Бернелли получил патент на свою идею "подъемного фюзеляжа", доказав, что фюзеляжи вносят значительный вклад в подъемную силу. Эта идея привлекла внимание инженеров Хоули Боулуса и Альберта Криза и они создали штурмовой планер с "подъемным фюзеляжем" в стиле Бернелли - Bowlus-Criz MC-1, чтобы принять участие в конкурсе USAAF.
Боулус и Криз отработали новую технологию на прототипе MC-1 выполненную в масштабе 1:2 от задуманного планера. Успешные полеты этой масштабной модели заложили основу для полномасштабной версии. В ноябре 1943 года компания "General Airborne Transport" получила заказ и изготовила полноразмерные планеры МС-1, получившие позднее обозначение XCG-16. Первый планер был поставлен с опозданием на шесть месяцев и стоил в три раза дороже заявленного.
Летные испытания XCG-16 начались в 1943 году, что стало поворотным моментом в его истории. MC-1, предшественник XCG-16, потерпел трагическую неудачу во время демонстрационного полета: не надежно закрепленный балласт сместился, что привело к аварии. Несмотря на это, разработка XCG-16 продолжалась. Планер мог нести 42 десантника или две гаубицы. У него было убирающееся шасси, размах крыльев 28 метров и сухой вес 4,3 тонны. Передняя часть крыла открывалась вверх и вниз, как пара челюстей, а нижние половинки дверей служили погрузочной рампой. Грузовой отсек сужался к задней кромке, оставляя мало места для несчастных десантников сзади. Экипаж из двух человек сидел тандемом под сплошным куполом на вершине центральной секции.
Испытательные полеты XCG-16 выявили хорошие летные качества, но также и серьезные проблемы. Эти проблемы, в основном касающиеся совместимости с военной техникой того времени (стоящая на вооружении техника с большим трудом погружалась и извлекалась из грузовых отсеков), в конечном итоге привели к решению не заключать контракты на производство XCG-16. Официально проект был закрыт в ноябре 1944 года.
XCG-16, возможно, и не дошел до серийного производства, но это был далеко не провал. Он представлял собой смелый шаг в авиационном дизайне, демонстрируя инновации в технологии планеров. Уроки, извлеченные из разработки и испытаний XCG-16, обогатили будущие авиационные проекты, способствуя развитию как военной, так и гражданской авиации. XCG-16 с его большими окнами и уникальным дизайном остается увлекательной главой в истории авиации.