Найти тему
ОколоТехники

XCG-16 - необычный планер из 40-х

История XCG-16 берет начало в революционной концепции Винсента Бернелли. В 1930 году Бернелли получил патент на свою идею "подъемного фюзеляжа", доказав, что фюзеляжи вносят значительный вклад в подъемную силу. Эта идея привлекла внимание инженеров Хоули Боулуса и Альберта Криза и они создали штурмовой планер с "подъемным фюзеляжем" в стиле Бернелли - Bowlus-Criz MC-1, чтобы принять участие в конкурсе USAAF.

Боулус и Криз отработали новую технологию на прототипе MC-1 выполненную в масштабе 1:2 от задуманного планера. Успешные полеты этой масштабной модели заложили основу для полномасштабной версии. В ноябре 1943 года компания "General Airborne Transport" получила заказ и изготовила полноразмерные планеры МС-1, получившие позднее обозначение XCG-16. Первый планер был поставлен с опозданием на шесть месяцев и стоил в три раза дороже заявленного.

-2

Летные испытания XCG-16 начались в 1943 году, что стало поворотным моментом в его истории. MC-1, предшественник XCG-16, потерпел трагическую неудачу во время демонстрационного полета: не надежно закрепленный балласт сместился, что привело к аварии. Несмотря на это, разработка XCG-16 продолжалась. Планер мог нести 42 десантника или две гаубицы. У него было убирающееся шасси, размах крыльев 28 метров и сухой вес 4,3 тонны. Передняя часть крыла открывалась вверх и вниз, как пара челюстей, а нижние половинки дверей служили погрузочной рампой. Грузовой отсек сужался к задней кромке, оставляя мало места для несчастных десантников сзади. Экипаж из двух человек сидел тандемом под сплошным куполом на вершине центральной секции.

Грубый макет, показывающий позиции солдат внутри.
Грубый макет, показывающий позиции солдат внутри.

Испытательные полеты XCG-16 выявили хорошие летные качества, но также и серьезные проблемы. Эти проблемы, в основном касающиеся совместимости с военной техникой того времени (стоящая на вооружении техника с большим трудом погружалась и извлекалась из грузовых отсеков), в конечном итоге привели к решению не заключать контракты на производство XCG-16. Официально проект был закрыт в ноябре 1944 года.

General Airborne Transport XCG-16
General Airborne Transport XCG-16

XCG-16, возможно, и не дошел до серийного производства, но это был далеко не провал. Он представлял собой смелый шаг в авиационном дизайне, демонстрируя инновации в технологии планеров. Уроки, извлеченные из разработки и испытаний XCG-16, обогатили будущие авиационные проекты, способствуя развитию как военной, так и гражданской авиации. XCG-16 с его большими окнами и уникальным дизайном остается увлекательной главой в истории авиации.

XCG-16 и его погрузочные двери-челюсти.
XCG-16 и его погрузочные двери-челюсти.