Елена Силина президент национального фитнес-сообщества и Елена Рябинкова вице-президент национального фитнес-сообщества
Поговорим о кадровых изменениях, которые произошли за последние три года. Советы тем, кто только собирается выбрать профессию фитнес-тренер и потенциальным работодателям.
Елена Рябинкова: Вы часто участвуете в аттестации сотрудников фитнес-индустрии. Есть ли изменения за последние три года после периода пандемии и кризиса?
Елена Силина: Мы, конечно, безусловно, потеряли часть сотрудников с точки зрения, так скажем, конгломерата кадрового такого потенциала, потому что порядка там 34% ушли работать в онлайн, тренировать дома, тренировать на площадках и так, конечно, за весь период пандемии мы потеряли достаточно много сотрудников. Многие перспективные, весьма умные профессиональные кадры, приехавшие в Москву из периферии были вынуждены покинуть столицу по причине того, что нужно было платить за аренду жилья, нужно было существовать, а работы не было.
Елена Рябинкова: Кто-то уехал, чтобы помогать родителям, родственникам и какой-то уход требовался тем, кто болел и переносил тяжело это ситуацию. Да, многие уехали в регионы из Москвы из Питера – это все это отмечают.
Елена Силина: Это говорят и крупные компании, крупные сетевые бренды и отдельно стоящие фитнес-клубы Москвы, которые за этот период потеряли квалифицированных специалистов. Теперь давайте про сегодняшний день. Если говорить о тех инструкторах которые работают у нас в фитнес-отрасли – они конечно очень омолодились. Очень омолодились кадры и, наверное, 75% из них в возрасте до 25 лет. Это молодежь, новое поколение.
Елена Рябинкова: Мы это тоже чувствуем по набору студентов. Как Вы думаете, с чем это связано? Может быть потому что тренеры в клубах стали относительно меньше зарабатывать? Ведь стоимость персональной тренировки особо сильно не увеличилась за последние годы?
Елена Силина: Мы в фитнесе больше 30 лет и надо сказать что уже идет смена поколенческого признака. Мы понимаем прекрасно, что время идет, все меняется и сейчас молодежи достаточно много работает в фитнес-отрасли. И тут в этом срезе можно отметить, что зачастую 15-20% – это такие уже “мастодонты”.
Елена Рябинкова: То есть опытные тренере - с хорошим опытом работы и набором методик. Как Вы думаете, кто сегодня будет выигрывать на рынке оказания фитнес-услуг, персональных тренировок – молодые или все-таки такие уже, как Вы говорите “мастодонты”?
Елена Силина: Ну, удивительный факт – когда проверяешь и делаешь срез знаний, у сотрудников постарше, зачастую, компетенций меньше, чем у молодежи. По ряду причин. По-видимому, наработки методик и совершенно точно там клиентской базы позволяют чувствовать себя вольготно. Если в 90-х годах или в начале 00-х было получено какое-то образование, то они особо не спешат заниматься повышением квалификации. Они себя считают уже профессионалами. Даже если взять их продажи – у них расписан график с утра до вечера, они прекрасно проводят двести персональных тренировок и спокойно зарабатывают от 120 до 200 тысяч рублей. Но, зачастую, когда они приходят на аттестацию, они широко открывают глаза. Начинаешь им объяснять: “Коллеги вы 25-27 лет в фитнес-отрасли, у вас образование инженера, вы курсы проходили в 2002-ом году, квалификации у вас нет, переподготовки нет, у вас отсутствует обновление знаний! Любое образование имеет срок давности и по законодательным актам мы должны в течение каждых пяти лет повышать квалификацию!”. Любой сотрудник фитнес-индустрии должен регулярно повышать квалификацию!
Елена Рябинкова: Хочу сказать нашим коллегам, что у нас очень лояльные сроки сертификационного цикла. Вот у наших коллег из Америки и Европы в основном двух или трехгодичный сертификационный цикл и срок годности сертификатов составляет не более трех лет. То, что у нас пять лет – это даже много, а кто-то не соблюдает и пятилетнего цикла обновления и повышения квалификации. А как это будет сейчас выглядеть на законодательном уровне?
Елена Силина: Безусловно, существуют внедренные профессиональные стандарты и наверняка вы помните как мы провели семь очень крупных заседаний совместно со всей фитнес-отраслью и говорили о том, что это будет профессия “специалист в сфере фитнес-услуг”, а вдруг он стал “специалист по продвижению фитнес-услуг” и нам не удалось переубедить представителей из совета профессиональных квалификации (СПК). При этом такой вот, с одной стороны, не пойми какой, но такой профстандарт принят.
Существует ряд профессиональных стандартов – с ними можно ознакомиться на сайте Министерства труда. На сегодняшний день СПК занимается и продолжает развивать профессиональные стандарты, но что касается сферы фитнес-индустрии – пока это очень вяло текущий процесс.
Елена Рябинкова: Первого сентября вступили в силу профстандарты, над которым мы работали на протяжении ряда лет. Нам с Еленой представляется, что многим об этом сейчас нужно задуматься и посмотреть на свои образовательные документы. Елена, какие рекомендации для наших слушателей, чтобы не оказаться у разбитого корыта - вроде как “работать умею и хочу работать”, но нет такого юридического основания, если человек захочет пойти работать в фитнес-клуб.
Елена Силина: Во-первых, это обязательно физкультурное образование. Это может быть высшее образование, это может быть подготовка. Если у вас техническое образование, педагогическое и любое другое, если вы являетесь специалистом другого профиля, то важно пройти курсы переподготовки. Во-вторых, для того, чтобы быть персональным тренером в фитнес-клубе, важно иметь компетенции персонального тренера – это повышение квалификации по заданной профессии. В-третьих, обязательно посмотреть на срок давности своих документов, потому что, вернусь к тому, что любое образование имеет срок годности.
Елена Рябинкова: Законодательно у нас это пока никак не закреплено, но мы ожидаем принятия в следующем году. То есть, срок сертификации и подтверждение документов образовательных пять лет.
Елена Силина: Пока все так спокойно развивается и открываются постепенно центры оценки квалификации экзаменационные центры, которые позволяют уже на сегодняшний день пройти аккредитацию по профессиональному стандарту. Сейчас все достаточно лояльно, при этом нужно быть готовыми, нужно провести взвешенный анализ своих документов, посмотреть, что у вас отсутствует, чтобы соответствовать в будущем и соответствовать сегодня. Любой работодатель смотрит на специалистов с точки зрения его хорошего наполнения знаний. Если вы являетесь персональным тренером и у вас есть документ, который позволяет вам быть персональным тренером, а при этом у вас отсутствует высшее или среднее специальное образование, то нужно позаботиться об этом и обязательно пройти обучение.
Елена Рябинкова: То есть, подготовить свое портфолио с образовательными сертификатами. Скажи пожалуйста а вот все-таки, человек получил высшее образование или среднее специальное, или переподготовку, а как дальше развиваться? Какие у Вас рекомендации? Что сегодня тренеру лучше получить – более узкую и очень квалифицированную степень какую-то или должен быть широкий набор компетенций и тренер мог бы оказать услуги для разного контингента в клубе?
Елена Силина: Поскольку на сегодняшний день в фитнес-клубах тренируются люди далеко не все здоровые и мы имеем очень широкую целевую аудиторию, у большинства тренеров проваливается следующая тематика – это особенности тренинга с изменением опорно-двигательного аппарата, сколиоза, кифоза, лордоза, особенности тренинга для женщин, для старшей возрастной группы, особенности тренинга при варикозном расширении вен, при гипертонии.
Елена Рябинкова: Ну, то есть, с наиболее часто встречающимися заболеваниями. Кто-то пишет об этом “стандартная шестерка” или”десятка” заболеваний, которые составляют 90% патологий, если человек приходит в фитнес-клуб и отмечает их. То есть, нужно двигаться в сторону медицинского фитнеса, либо каких-то узких программ, которые будут полезны при нарушениях осанки и других заболеваниях. Расширяем компетенции в сторону таких клиентов. А что Вы думаете про детей, подростков, про семейный фитнес. Это сейчас будет развиваться? Будет востребовано или детей следует отдавать в какие-то специализированные детские секции?
Елена Силина: Если мы посмотрим на тренажерный зал, то мы знаем, что дети только с 14 лет могут тренироваться в тренажерном зале. Что касается детского фитнеса, сейчас есть различные программы на развитие выносливости, гибкости, на развитие скоростно силовых качеств, на развитие координационных всевозможных качеств детей – такие занятия пользуются успехом! И, кстати, если говорить про фитнес-отрасль, то мы уже давно заколаборировались со спортом, потому что многие фитнес-клубы заключают соглашения с Федерациями и проводят секционные занятия.
Елена Рябинкова: Все таки, есть секционный фитнес, который подкрепляется опытом профессионалов Федераций, кто развивает эти виды спорта. Я это хочу подчеркнуть, чтобы тренеры не думали, что вдруг “бац, осенило – сегодня веду занятия с детьми”. Вряд ли такое получится, потому что требуется определенная сертификация. По Вашему мнению, какие наиболее часто встречаются ошибки при тестировании? У вас это на регулярной основе проходит, есть такое, что из года в год повторяется и почему-то тренеры не уделяют этому внимание.
Елена Силина: Меня удивляет например следующее: зачастую не все владеют пониманием, например, что такое жиросжигательный тренинг, что такое наращивание мышечного волокна. Либо тренер имеет такое расплывчатое слабое представление либо собственные наработки и собственный опыт – сам нарастил себе мышечную массу и это успешно получилось. Но когда начинаешь спрашивать, например, что такое миофибрилл или что такое саркомер, ничего ответить не могу. Сегодняшнее поколение должно исчисляться следующим: любой тренер может с легкостью ответить за что отвечает миофибрилл и за что отвечает саркомер.
Елена Рябинкова: Ну, то есть “hard skills”. Уважаемые коллеги, будущие и нынешние тренеры, уверяю вас, на аттестации это спрашивают. Мы с вами еще обсуждали типичные ошибки в разминке.
Елена Силина: Очень важный момент! До сих пор, коллеги, мы встречаем следующее: на мой взгляд, это такой вопиющий факт, когда разминка проходит с помощью физических упражнений, которые еще давались в старые добрые времена в школе, состоящих из рывковых движений, из выпрыгиваний и так далее. Уважающий себя тренер, конечно, безусловно владеет миофасциальным релизом, более того, владеет суставной гимнастикой. Тот тренер, который начинает разминку с суставной гимнастики, а не с помощью рывковых каких-либо упражнений, выпрыгиваний, приседаний – считается специалистом!
Елена Рябинкова: Во многих профессиональных игровых командах есть тренер по разминке! Мне приходилось на конференциях слушать такие доклады, как “Разминка больше, чем тренировка”.Настолько большое внимание уделяется подготовке к самой тренировке, с акцентом на большую эффективность, на профилактику травм и так далее. С разминкой, действительно, беда. Не уделяется ей большое внимание и не воспринимается, как что-то важное.
Елена Силина: Помимо этого, мы же понимаем прекрасно, что работа с клиентом – это ряд коммуникативных компетенций, это умение вступить в контакт, это умение задать вопрос, скорректировать и тд. Поэтому, существует еще один очень важный нюанс – не все умеют правильно использовать “systematic touch training” или использовать систему прикосновений во время корректировки исполнения упражнений. Зачастую, когда делаешь такой “скрин” кто как работает в тренажерном зале, сразу видишь – кто профессионал, а кто нет. Потому что если видишь полную руку, которая лежит там в области поясницы и ниже, ближе к ягодичной мышце клиента, прекрасно понимаешь, что это человек без определенных компетенций. Корректировка упражнений, включения мышц в работу, начиная от места прикрепления до, скажем, сокращения и работы по структуре мышечного волокна.
Вторая часть интервью по ссылке: