(Спойлер: это НЕ созависимость, а результат продолжительного насилия).
Этот вопрос поднимается очень часто: если женщина не уходит от агрессивного партнера – она созависима? Принято считать, что это сродни зависимости от химических веществ и алкоголя. Посмотрим?
У CoDA, Сообщества Анонимных Созависимых, есть длинный список ХАРАКТЕРИСТИК СОЗАВИСИМОСТИ, вот шесть пунктов из него:
- Ей трудно определить, что она чувствует.
- Ей трудно принимать решения.
- Она слишком строга к своим мыслям и поступкам – и никогда не бывает «достаточно хороша».
- Она не считает себя хорошим и достойным человеком.
- Она отказывается от собственных интересов и увлечений, чтобы делать то, что хотят другие.
- Она идет на компромисс со своими ценностями, чтобы избежать отказа или гнева других.
Мне сложно наложить ярлык «созависимой» на женщину, выживающую в отношениях, в которых ее партнер злоупотребляет властью и контролирует ее - по следующим причинам.
= Пострадавшие от насилия со стороны интимного партнера не созависимы. ЭТО СЛЕДСТВИЕ НАСИЛИЯ
Исследования с участием женщин показывают, что перечисленные выше шесть характеристик являются с л е д с т в и е м длительного, постоянного, безжалостного насилия и контроля. Многие мужчины в таких парах унижают и запугивают женщин, заставляя их думать, что они заслуживают физического или сексуального насилия, оскорблений или других наказаний.
Тактика злоупотребления властью приводит к "промыванию мозгов" у женщин, и они начинают считать, что их мысли и чувства не соответствуют реальности.
Многие агрессоры контролируют процесс принятия решений.
Многие обвиняют женщин в неправильных решениях или порочат любые решения, принятые женщинами.
Многие агрессоры порабощают женщин, требуя, чтобы они были идеальными домработницами, партнершами, матерями или женщинами. Ни один человек не может соответствовать этим завышенным требованиям, следовательно, женщина никогда не станет «достаточно хорошей».
Ежедневное унижение месяц за месяцем приводит к тому, что женщина ощущает себя не достойной ни любви, ни собственного достоинства.
Женщины, подвергающиеся жестокому обращению и контролю, могут изменять своим ценностям и принципам, чтобы избежать тотального контроля – и зачастую это сознательно выбранные стратегии самосохранения.
Женщины могут сопротивляться, прятаться, лгать, а могут быть абсолютно честными, чтобы остановить контроль своего партнера, могут быть агрессивными и громкими или пассивными и молчаливыми. Что бы они ни делали, как бы они ни поступали, чтобы избежать насилия, и как бы эти поступки ни противоречили их ценностям, эти женщины хранят знание о своей истинной сущности.
Они знают, какие они на самом деле.
Это не может быть стратегией созависимого человека.
НЕВОЗМОЖНОСТЬ ОТСТАИВАТЬ СЕБЯ
= Созависимость подразумевает невозможность отстаивать себя.
Но когда женщина отстаивает свое мнение, потребности или права перед контролирующим партнером, он может проявить большее насилие по отношению к ней, чтобы утвердить свою доминирующую позицию. Поэтому так опасно психологу настаивать на том, чтобы женщина противостояла своему партнеру в таких отношениях. Если вы хотите помочь – уважайте причины, по которым она не отстаивает себя.
СЛУЖЕНИЕ ДРУГИМ В УЩЕРБ СЕБЕ
= Созависимость подразумевает, что женщина служит другим в ущерб своему самовыражению.
Но когда женщины в абьюзивных отношениях идут учиться, развивать свои навыки и таланты, насилие со стороны партнера может многократно усилиться, ведь не в его интересах, чтобы женщина росла и развивалась.
Ева Лундгрен в своей книге «Феминистская теория и насильственный эмпиризм» (1995) приводит слова опрошенного мужчины: «Когда я запираю ее в шкафу, она тут же меняет свое мнение. Она боится. Она должна почувствовать полную свою зависимость – это единственный способ [контролировать ее]».
Именно поэтому психологу так опасно побуждать женщину учиться или работать, невзирая на запреты партнера. Важно понимать, насколько губительным это может стать для нее.
ОНИ САМИ ЭТОГО ХОТЯТ
= Созависимость подразумевает, что женщины не уходят, потому что их привлекает насилие, и они сами хотят этого.
На самом деле женщины используют множество стратегий, чтобы остановить насилие, чтобы помочь своему мужчине измениться, чтобы защитить себя и своих детей, чтобы избежать насилия.
Очень опасно уговаривать женщину уйти, не зная всей ситуации, не понимая, кто будет обеспечивать ее безопасность в момент ухода и сразу после этого, не понимая, почему именно она остается в отношениях.
Для того чтобы женщина смогла уйти безопасно, необходим подробный индивидуальный план и скоординированная работа многочисленных служб: полиции, кризисной социальной службы, агентства финансовой поддержки, необходимо безопасное жилье, сады и школы для детей и работа для нее самой (на этом месте я заплакала, потому что статья написана в Австралии, а Россия может только мечтать о такой поддержке пострадавших).
НАСИЛИЕ НЕ ВСЕГДА ОЧЕВИДНО
Навешивать ярлык «созависимой» на женщину, находящуюся в унизительной модели психологического насилия и контроля – это обвинение пострадавшей. Как будто у этой женщины есть некое специальное поведение, которое провоцирует партнера и делает его из обычного человека насильником и абьюзером.
Однако глубинные интервью Джеффа Хирна (1998) с преступниками мужчинами показывают, например, что некоторые мужчины не нападают напрямую, а, например, угрожают самоубийством, чтобы партнерши не уходили от них, другие угрожают нанести вред домашним питомцам, детям, семье и друзьям, а также самим женщинам.
Многие абьюзеры считают себя Хозяином, Боссом, Мастером, которому нужно подчиняться любой ценой. И такое подчиненное положение со временем становится ловушкой для женщин и лишает их сил и возможностей.
Время от времени эти мужчины могут быть обаятельными, заботливыми, нежными и добрыми, что сбивает женщин с толку, и они тратят годы в попытках понять и изменить жестокое поведение мужчины. Они пытаются убрать из отношений насилие со стороны партнера и сохранить все хорошее, что в них есть.
Если уж мы говорим о созависимости, то подчеркну, что речь не о взаимном насилии, а о насилии в близких отношениях – о контроле одного человека над другим с помощью любых средств, которые он сочтет эффективными. Это преднамеренное поведение, направленное на подчинение и на снижение у женщины чувства собственного достоинства, ценности и личной целостности, является отличительной чертой систематической модели.
Эта модель отношений включает отказ партнера абьюзера брать на себя ответственность за свое поведение, обвинение партнерши, дезориентация женщины, ее изоляцию, обвинение и требование от нее уважения к своему статусу мужчины.
Если женщине приходится иметь дело с таким поведением, это не делает ее созависимой.
ЭТО СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
Речь идет не о специальном «созависимом» поведении женщины, провоцирующем и подкрепляющем поведение мужчины.
Потребность многих мужчин устанавливать и удерживать власть над женщинами - это социальная проблема, проблема мужской гендерной социализации и ожиданий общества от мужчин.
Для кого-то это способ не чувствовать слабости, уязвимости и женственности, ведь если ты не «настоящий мужик», то ты неполноценный. Главенство над своей партнершей – это буквально социально одобряемый способ получить признание в своем кругу. Мужчины, контролирующие своих женщин, очень хорошо знают, что делают. Некоторые даже провоцируют женщину на такое поведение, которое, по их мнению, оправдывает применение насилия: «Сама напросилась».
В конечном итоге, любые психологические проблемы, похожие на характеристики созависимости, с которыми сталкиваются пострадавшие женщины – результат непрерывного насилия и контроля со стороны их партнеров. Это усиливается социальными проблемами, которые поддерживают мужской авторитет и контроль над всеми домочадцами.
Важно со всей серьезностью относиться к стратегиям выживания женщин в таких отношениях. Обвиняя женщину в том, что она не уходит, вы еще больше изолируете ее в собственной беде и усиливаете ее чувство беспомощности и никчемности.
* * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Это мой сокращенный перевод статьи Клэр Мерфи, доктора наук и исследовательницы односторонней власти и контроля в близких отношениях:
Ссылки на дополнительную литературу:
1. Cavanagh, Kate, Dobash, R. Emerson, Dobash, Russell P. & Lewis, Ruth. (2001). ‘Remedial work’: Men’s strategic responses to their violence against intimate female partners. Sociology, 35, 695-714.
2. Dear, Greg. (1997). Blaming the victim: Domestic violence and the codepenedency model. Retrieved June, 2003, from http://www.aic.gov.au/publications/proceedings/27/dear.pdf
3. Hearn, Jeff. (1998). The Violences of Men: How Men Talk About and How Agencies Respond to Men’s Violence to Women. London: Sage
4. Lundgren, Eva. (1995). Feminist Theory and Violent Empiricism. Aldershot, UK: Avebury.
Stay tuned. Love, share, peace.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Мой ютьюб-канал - ЗДЕСЬ
Мой канал в Телеграм - ЗДЕСЬ
Моя страничка в Вконтакте - ЗДЕСЬ
От всего сердца благодарю вас за лайки, комментарии, подписки и теплые слова, которые вы пишете!