Найти в Дзене
История без фальши!

Цена службы иностранцев на русской службе

В 1719 году, когда обострились отношения с Англией, царь Петр здраво решил проверить, много ли у него служит англичан и по-возможности их перевести на те должности, где они не смогут предать и вред государству принести, ведь Англия в начале 1719 года заключила с Австрией, Саксонией и Ганновером Венский договор, направленный против России. В июне на Балтику была отправлена английская эскадра адмирала Ч. Норриса, после заключения 6 августа 1719 года англо-шведского союзного договора он получил приказ соединиться с шведским флотом.
В составе флота Петра 1 были корабли «Лондон» и «Портсмут». Они успешно действовали на море, прикрывали поход российской галерной флотилии, совершившей первые десанты на побережье Шведского королевства в районе Стокгольма. Десанты были завершены 19 августа, когда после заключения шведско-английского военного договора английский флот пришел на Балтику, соединился со шведским и стал угрожать российским военно-морским базам.
В этой ситуации Петр Алексеевич решил о

В 1719 году, когда обострились отношения с Англией, царь Петр здраво решил проверить, много ли у него служит англичан и по-возможности их перевести на те должности, где они не смогут предать и вред государству принести, ведь Англия в начале 1719 года заключила с Австрией, Саксонией и Ганновером Венский договор, направленный против России. В июне на Балтику была отправлена английская эскадра адмирала Ч. Норриса, после заключения 6 августа 1719 года англо-шведского союзного договора он получил приказ соединиться с шведским флотом.
В составе флота Петра 1 были корабли «Лондон» и «Портсмут». Они успешно действовали на море, прикрывали поход российской галерной флотилии, совершившей первые десанты на побережье Шведского королевства в районе Стокгольма.

Десанты были завершены 19 августа, когда после заключения шведско-английского военного договора английский флот пришел на Балтику, соединился со шведским и стал угрожать российским военно-морским базам.
В этой ситуации Петр Алексеевич
решил отозвать в Кронштадт корабли, командный состав которых был укомплектован англичанами.

Ludvig Richarde-Skeppet Wachtmeister. Мы видим на заднем плане "Портсмут" и "Девоншир"
Ludvig Richarde-Skeppet Wachtmeister. Мы видим на заднем плане "Портсмут" и "Девоншир"

В их число вошли: «Лондон» с экипажем 397 человек, «Портсмут» с экипажем 343 человека, «Девоншир» с экипажем чуть больше 300 человек. Утром 26 сентября отряд под общим командованием капитана 1-го ранга Роберта Лителя вышел из Ревеля и утром 30 сентября подошел к острову Котлину. Флагманский «Лондон» шел первым, сразу за ним «Портсмут», а «Девоншир» - в двух милях позади них. При этом, ни капитан Р. Литель, ни капитан-поручик Э. Уркварт, командовавший «Портсмутом», принятые на службу сравнительно недавно, ни разу в Кронштадт не плавали и фарватер не знали.
Возможно, в силу этого, а, может быть,
в силу других причин (читаем как предательство, или служба Англии) оба передовых корабля разом встали на мель, тянувшуюся вдоль южного берега Невской губы. Причем, шедший передовым «Лондон» не только плотно засел на грунт, но и проломил днище и стал заполняться водой. Тем не менее, шансы на его спасение оставались ввиду близости главной базы флота. Однако утром 1-го октября начался сильный шторм от северо-запада, который надвинул корпус корабля дальше на мель, окончательно разрушив обшивку, и заставил срубить мачты.
Вечером того же дня вице-адмирал Томас Сандерс докладывал графу Ф.М. Апраксину с острова Котлина:

«... «Лондон» в таком же худом состоянии, что полон воды по нижний дек, все их мачты срублены, а люди их еще все на оных кораблях...». Уже 2 октября был получен приказ капитану Н. Синявину «трудится над кораблями, чтоб как можно больше достать...».

5 октября корабли лично осмотрел царь Петр, прибывший к ним на шлюпке с Красной Горки. При таком внимании высшего начальства работы шли быстро, и 9 октября шаутбенахт П.И. Сивере сообщил графу Ф.М. Апраксину, что все пушки с «Лондона» сняты и привезены на остров Котлин. Очевидно, снято было и другое имущество, находившееся на верхних палубах.
Корабль «Портсмут» 1 октября сильным ветром и волнением корпус стянуло с мели на глубину, где он затонул. В рапорте
вице-адмирала Томаса Сандерса, составленном вечером 1 октября 1719 года, сказано:

«... как ветер стал WtN, стащило его с якорем через песок и потопило в глубокой воде, и теперь малым, чем больше, что его шканец, поверх воды». То есть весь корпус корабля был погружен в воду. Тем не менее, уже 9 октября с палубы «Портсмута» были сняты все легкие пушки «да исподних (нижних) четыре».

Научный руководитель проекта «Подводное наследие России» Андрей Лукошков дает следующий текст:

«… «Портсмут» с новым командиром 26 сентября ушел вместе с «Лондоном» и «Девонширом» из Ревеля в Кронштадт и 30 сентября в тихую погоду встал на мель у южного берега Невской губы, напротив острова Котлин. При этом «Портсмут» получил опасный крен, и для его устранения пришлось срубить мачты. Во время крушения при невыясненных обстоятельствах был убит командир корабля - капитан-поручик Эдмонд Уркварт»

Но более, подобная информация нигде не встречается и источник не понятен. Так что решайте сами по какой причине два корабля русского флота оказались на мели в столь ответственное время.

Более подробно о Петре I и его кораблях можете узнать из моей новой книги: "Корабли Петра I. Женщины, Сражения, Указы". Там я выявил много не совпадений, которыми решил поделиться. Буду рад отзывам.