Фильм «5 незнакомцев» (2006) кто-то по наивности сравнивал с первой частью «Пилы». Вообще не похоже. Как модно сейчас говорить: от слова «совсем». Принадлежность к поджанру камерных триллеров не исключает возможности создания оригинального сюжета.
И малоизвестному колумбийскому режиссеру Саймону Бренду, в начале нулевых работавшему в США, это как раз удалось. Причем настолько мастерски, что ему стали подражать. Знаменитый фантастический триллер «Пандорум» возник именно под влиянием «неизвестных», только криминальную загадку поменяли на космоужас.
Вам предложена вроде бы стандартная для нуара ситуация – беспамятство. Обычно главный герой приходит в себя рядом с трупом, и в итоге пытается доказать, что «не я его убил». В «неизвестных» ситуация сложнее – пребывающий в состоянии непостижимой амнезии тип приходит в себя в ангаре и видит дикую картинку: повсюду валяются тела.
Не трупы, но бессознательные граждане, видимо, накануне отключки устроившие бурные разборки: кто-то привязан к стулу, кто-то, будучи раненым, болтается на перилах прикованный к ним наручником, кому-то лопатой плашмя заахали по физиономии (указанная лопата валяется неподалеку).
Что и почему для находящегося в состоянии полной дезориентации «первого неизвестного» непонятно, так как он не то что события прошедшего получаса, но имени своего вспомнить не может. Надо сказать, что в ампула «потеряшки внутри себя» чуть было не закрепился Джеймс Кевизел.
Проблемы с памятью и самоидентификацией у его героев наблюдались в сериалах «В поле зрения» и «Заключенный». Возможно где-то ещё – надо поискать в его фильмографии. Но судя по всему, отправной точкой «затяжной кино-амнезии» были именно «неизвестные». Фильм действительно оказал заметное воздействие на сферу криминального и мрачного кино.
Постепенно все пятеро приходят в себя. Но сознание еще не означает наличие памяти. Массовая амнезия - вещь исключительная, но в данном случае оправданная, так как надо осторожнее обращаться с токсичными веществами, которые хранятся в ненадежных контейнерах. Наверняка во время случившей потасовки один баллон уронили и он «дал течь».
В отличие от прочих фильмов про «замкнутое пространство» здесь нет смертельной игры на выбывание. Персонажам даже сложно понять, кто в «забытом прошлом» был против кого. А потому приходится доверяться инстинктам. Например, если одного типа связали, то, наверное, сделали с «лучшими намерениями». Только вот вопрос: «лучшими» для кого?
Постепенно все приходят к выводу, что они являются частью криминальной операции: кто-то - бандиты, кто-то - жертвы. Но кто есть кто? Между тем снаружи кипит бурная жизнь. Далеко за пределами ангара полиция организует операцию по передаче выкупа. Но вот за кого из указанных «неизвестных»?
Несомненным плюсом фильма являются два момента. Во-первых, реализм происходящего. Каждый из «неизвестных» понимает, что память скоро вернется, но только что она сообщит? Во-вторых, имеется финал в финале, который изрядно обогатил предложенную вам историю дополнительными смыслами. И получилось очень хорошо, много лучше, нежели «сюжетные твисты» в иных триллерах.