Найти тему

Ребенок с аутизмом не говорит. С чего начать?

Как правило, диагноз «расстройство аутического спектра» дети получают в промежутке между 2 и 5 годами. Одним из симптомов, который больше всего беспокоит родителей, становится отсутствие речи.

Существует много причин, по которым ребенок не начинает разговаривать. Это может быть моторная или сенсорная алалии, умственная отсталость в следствии органических причин, частичная потеря слуха и так далее. Как правило при постановке диагноза «РАС» родителям рекомендуют проверить слух у сурдолога, проверить на склонность к эпилепсии и исключить генетические заболевания, которые могут являться первопричиной аутических черт. В случае, если найдена другая причина, кроме поломки коммуникации, реабилитация идет совсем по-другому.

В качестве примера могу вспомнить встречу с мамой и мальчиком из Новосибирска, которые приехали в Москву на консультацию с психиатром, специализирующимся на работе с детьми с аутизмом. В родном городе им поставили диагноз «РАС», но занятия не давали желаемого результата. Он выполнял интеллектуальные задания с пособиями, но вызвать звукоподражание никак не получалось.
А психиатр в Москве сказала: «Это не наш пациент, проверяйте слух». Оказалось, что ребенку уже делали аппаратное исследование по проверке слуха. Тогда психиатр порекомендовала конкретную клинику, куда им нужно съездить. Там и нашли проблемы со слухом. После изготовления слухового аппарата, ребенок начал разговаривать и стремительно пошел прогресс в общении.


Но вот пройдены все исследования и ничего не найдено, а речи нет. Тогда мы должны честно его продиагностировать или найти человека, который проведет качественную диагностику исходных данных. Это может быть куратор АБА-терапевт, опытный дефектолог, психолог или даже несколько специалистов. Речь – только вершина айсберга. Она не развивается, потому что не хватает кирпичиков-основы – желания коммуницировать, понимания обращенной речи и необходимости в общении.



Наш первый этап – изучение ребенка и его особенностей


Как он играет. Он может строить башни или паровозики из конструктора, выстраивать ряды из машин, складывать друг на друга баночки, стучать молоточком по всему подряд и т.п. Что будет, если вы ему дадите новый грузовик? Будет он крутить у него колесо, поставит в ряд из машин, будет стучать им по ножке стола или начнет перевозить в кузове кубики?

Что он понимает. Если вы не будете показывать ему тарелку, поймет ли он фразу: «Идем есть». Очень помогает записать то, что по-вашему мнению ребенок понимает, а потом проверить все без подкрепления слов жестами и другими сопровождающими действиями.

Какие у него есть особенности:

  • Любит ли он ходить одними и теми же маршрутами и протестует при их смене.
  • Можно ли его постричь в парикмахерской или это получится сделать только во время крепкого сна.
  • Сложно ли его заставить попробовать новое блюдо или у него нет пищевой избирательности.
  • Умеет ли он прыгать, залезать на шведскую стенку, кататься на самокате и велосипеде.
  • Возникают ли проблемы с укладыванием его спать.
  • Во многих случаях оказывается, что не освоен туалет/горшок и есть проблемы с другими бытовыми навыками.

Перед нами стоит задача не просто научить ребенка говорить. Придется заниматься всем – и бытовыми навыками, и пониманием речи, и развитием мелкой моторики и даже развитием игры от самой простой до сложной. Все, что у обычных детей идет само собой благодаря стремлению к коммуникации и постоянно развивающемуся навыку имитации, придется наверстывать.

О том, как замотивировать ребенка с аутизмом, расскажу через неделю.

Автор – мама ребенка с диагнозом РАС, поставленным в 3 года. К своим 5 годам он начал говорить, но впереди еще много работы. Здесь я делюсь своим опытом и знания, часть из которых была получена позже, чем хотелось бы. Надеюсь, что информация поможет мамам и бабушкам таких детей.