Найти в Дзене
Кир Регольт

Гражданка Иисусова.

Дело было осенью. Возвращаюсь под вечер домой и думаю о том странном чувстве, которое мучит меня после случайного посещения Покровской церкви, что на Лыщиковой горе. А на встречу мне идёт соседка из дома напротив и говорит:

- Чего пригорюнился добрый молодец? Али не здоров? Или Спартак проиграл?

А надо сказать, что место встречи у нас случилось напротив нашего храма (на фото), где некоторые постоянные бомжи и попрошайки были нам знакомы. Одного из них звали Спартак. Начитанный такой нищий, всегда с книгой, в очках. Бывало так пальцем на переносице очки поправит жестом «собственно говоря» и из-под очков спрашивает: «Простите, а вы не знаете, как сегодня Спартак сыграл?». Так вот, знакомая моя на Спартака на скамейке головой показывает и улыбается, когда про футбольный Спартак меня спрашивает. Я юмор оценил и отвечаю:

- Да нет, Спартак сегодня только выиграл, ибо погоды стоят хорошие, и праздников церковных по осени множество – подавать должны исправно. И на здоровье тоже не жалуюсь, матушка. А задумался я вот над чем. Надысь с оказией случилось в Покровской церкви в притворе потолкаться с верующими, ибо в храм было напросто не войти. И вот стою я и надписи на стенах разглядываю. Вижу, значит, передо мною такая стенгазета с фотографиями святых отцов и с кармашками, набитыми самодельными нарезанными из бумаги визитками с номером телефона. Под каждой фотографией статья о том, как жил святой отец, кем служил: дьяконом или пресвитером, в какой губернии, в каком храме и от чего преставился: от автомобильной аварии или от старости почил, в общем, всё там написано. И предлагают прихожанам на этот номер, через СБП переводить деньги, за упокой души безвременно преставившегося. Вот иду и размышляю над такою святою простотой.

- Я тебе, начальник, другую историю расскажу, - прервала меня соседка – на эту же тему. Так вот, когда еще здесь, неподалёку от церкви, у нас банк располагался, там моя мама работала кассиром. И она мне рассказывала, как одна нищенка, попрошайничающая вот здесь у нашей церкви, ходила к ней в кассу вечером мелочь сдавать, то бишь, инкассироваться. Не старая ещё женщина; по-моему, родом и пропиской из Рязани; если не каждый день, то через день; приходила вечером и сдавала выручку. И вот в один день опять пришла, а кассирша смотрит у неё новый паспорт, и там фамилия новая. Да, говорит, я паспорт сходила и заменила потому, как я давно нигде не работаю, а живу на подаяние вдоль храма. И поняла я, что всецело-то я принадлежу господу нашему Иисусу Христу. Так чего же я фамилию-то не его ношу? Так и решила – Иисусова я. Кто чей, а я – Иисусова. Он мой муж и благодетель. Его я и есть раба. Мне от этого очень тепло на душе.

- И сколько? Сколько сдавала в день на счет? – не смог удержаться я от вопроса.

- Десять тыщь.

Так вот, возвращаюсь, значит, я под вечер домой и думаю об очень старом библейском споре про то, чьи деньги: кесаря или бога. Ну, давайте теперь вспомним, как протекал разговор тогда, две тысячи лет назад, весной, во вторник, в храме:

«…итак, скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. (Мф.22:17-21)

Ну что ж, в принципе всё ясно, деньги – человеческий каприз, не имеющий никакого отношения к богу. Поэтому человек может ими пользоваться как угодно, где угодно и сколько вздумается, лишь бы эти шалости не противоречили богу. Или точнее, не изменяли божественную сущность человеков, превращая их в зверей. Но вот тут-то как раз загвоздка. Ведь у денег есть одна, не зависящая о них самих, сторона. Ещё одна функция, которая называется «накопление» и которая обеспечивает богатство. А вот уже богатому намного труднее попасть в царствие небесное, чем верблюду пройти через игольное ушко. Именно оно – богатство, вынуждает людей пренебрегать заветами, нарушать обеты и прочие чистые заповеди. Определенно, богатство меняет людей, ибо превращает «просто человека» в «богатого человека». А это, как говорят у нас в Одессе, две большие разницы. И то, как поведет себя наш новый богатый человек, зависит от него самого. Будет ли он, как Якоб Фуггер Богач, мечтать о процветающей стране и божьей благодати или превратиться в Иудушку Головлёва – человека, лишённого поступков и совести.

Конец.