Найти тему
Енот-математик

Как папа передавал мне суперсилу

Дело было в мои школьные годы. Я тогда не особенно дружил с математикой и нашего с ней будущего романа ничто не предвещало. Напротив, строгая пожилая и, прямо скажем, не очень приветливая учительница математики Елена Нестеровна могла навсегда стать несколько отталкивающим образом этой дивной науки.

Как полагается мальчишке, которому не даётся урок, я предпочитал с ним лишний раз не связываться, отделывался малой кровью и троечками, кое-как спихивал домашние задания и особо не заморачивался с тем, чтобы вникнуть в предмет. К тому же, я часто путался, терял знаки, и пренебрегал традициями типа «чертим карандашом, пишем ручкой», или ритуальными: «Дано, Найти, Решение, Ответ», размещал свои корявые выкладки и чертежи, где придётся. Всё это привело учительницу к тому заключению, что я не имел никаких математических способностей. О чём, прямо скажем, мы с ней не особо печалились.

Печалился мой папа. Он был физиком, вулканологом, сотрудником НИИ, и признанным в научных кругах эрудитом. С самого раннего моего детства он стремился к тому, чтобы я был развит всесторонне, и занимался со мной гимнастикой, историей и языками. Сам же он исписывал непонятными мне крючками-формулами тетрадки, постоянно делал какие-то расчёты, возился с экспериментальными установками и муфельными печами в своём кабинете, куда я приходил пить ароматный и не по-детски крепкий чай с пыльными сухарями, остававшимися после экспедиций. И, представляете, тут вдруг выясняется, что я не обнаруживаю математических способностей! Путаюсь в цифрах, знаках и чертежах, и даже перевод единиц измерения вызывает во мне тоску и предчувствие неминуемой гибели, поскольку делается наугад. Это был вызов!

Вулканологи в те годы воспринимались как космонавты. Это папа перед высадкой в ныне закрытом поселке Жупаново.
Вулканологи в те годы воспринимались как космонавты. Это папа перед высадкой в ныне закрытом поселке Жупаново.

Я помню многое из наших с папой занятий, но как-то так получилось, что я не запомнил с чего же именно он начал. Но это точно не было разбором какого-то домашнего задания, проваленной контрольной, или текущего урока. Как я теперь понимаю, папин принцип состоял в том, чтобы дать мне «суперсилу», нечто такое, что нельзя получить, просто выучив урок. На то она и суперсила чтобы не учить уроков вовсе!

Вот что сделал папа. Он раздобыл для меня, непутëвого пятиклассника, обычные учебники за шестой класс, и мы стали вместе с ним вечерами их разбирать. Задачи и примеры из будущего мне показались интереснее и осмысленнее. А самое главное, я сразу становился в своих глазах выше, ибо героически постигал нечто заведомо неизведанное, а не уныло догонял бездарно пропущенное.

Конечно же, мне сильно не хватало базы, для того чтобы решать задачи из шестого класса, но вот что важно: я стал понимать для чего мне этой базы не хватало! Мои школьные знания были нужны мне для того, чтобы попасть «на следующий уровень» этой игры.

На то и был нужен папа, который терпеливо (не всегда) объяснял то, что было мне не понятно. При этом мы широкими мазками начинали задействовать программу пятого класса, но не по моему учебнику, который я теперь открывал только на уроке или для выполнения домашних заданий, а с папиных слов и объяснений. Ведь у него, школьные учебники давно уже переработаны в свой личный опыт.

-3

Надо отдать должное тому, с каким удовольствием папа со мной возился. Это не было "высиживанием" домашней работы, мучительным как для школьников, так и для родителей. Хотя, если честно, порой мне вовсе не хотелось садиться за занятия математикой. Зато сейчас меня от неё за уши не оттянешь.

На программу шестого класса у нас ушло меньше полугода. Не потому что она простая (а она простая) и не благодаря какой-то особой методике, а просто потому, что мы с папой были в свободном плавании, можно сказать, в космическом путешествии, и могли позволить себе не сильно заморачиваться формальностями. Он не экзаменовал меня, проверяя знания, а подсовывал очередную задачку из новой темы со словами: «Ну-ка, а к этому как подступиться?». И вот это «Ну-ка... » передавало мне какой-то азарт. Представляете, как я радовался, решив задачу? А не решить, рано или поздно, я не мог, ведь рядом был папа. Так что дофаминовый коктейль мои мозги получали исправно.

В азарте, мы с папой пошли дальше, в программу седьмого класса и, должен признаться, что я не могу остановиться и по сей день.

На уроках математики в школе, задания стали для меня не просто лёгкими, а очевидными, ведь они давали базу, на которой я уже свободно пользовался для достижения чего-то большего. Я начинал завоёвывать авторитет у сверстников, поскольку охотно давал списывать и редко ошибался. Не знаю уж, как папа уберёг меня от заносчивости, но мне хватало такта не бездельничать демонстративно на уроках, и пользоваться освобождающимся временем тихо и не особо заметно.

Недостатком папиного подхода можно назвать то, что я окончательно оторвался от последовательности школьного курса, и мог, торопясь и пропуская промежуточные выкладки, дать готовый ответ, что, как известно, «не считается». К тому же, я постоянно пренебрегал ритуалами и заклинаниями, типа тех самых «Дано», «Найти»... и пр., которые мы с папой, чиркая на чистых сторонах толстенной инструкции с ЭВМ «Наири-К», конечно же, не писали. Кроме того, некоторые темы мы пропустили, поскольку они почему-то не понадобились. И когда мы доходили до них в классе, я на время терял свои суперспособности, что, как известно из мировой литературы и комиксов, неприятно, но идёт герою только на пользу.

Таким образом, к концу года я выбрался на крепкую четвëрку, а в отличники особо не стремился. Удивить нашу Елену Нестеровну я смог лишь когда внезапно оказался на математической Олимпиаде, где неплохо выступил. А много позже я сам стал педагогом, и преподавал в Новосибирской физматшколе, в Технических вузах Южной Кореи и на Камчатке, в школе Монтессори и в Кванториуме.

Я стал развивать этот педагогический принцип — делать текущие знания желанными для достижения большей цели, и превратил уже в свою педагогическую суперсилу и основу практики.

Именно поэтому в моих заметках на этом канале от школьной математики я быстро перехожу даже не к вузовскому курсу, а к иным профессиональным спецкурсам. Ведь так хочется узнать самому, а потом показать всем попутчикам, что там, за углом. Что интересного и красивого ждёт нас в этом лабиринте знаний? И зачем мы вообще сюда полезли?

——————————————————————

Подписывайтесь на канал, задавайте вопросы, давайте вместе выстраивать такое образование, каким мы хотим его видеть.