Как мы знаем от Энгельса,
"Плох тот социализм, где есть место профессии тачечника" ["Анти-Дюринг"].
Это значит, что в обществе будущего профессий для непривлекательных работ не будет. Непривлекательные работы люди будут выполнять каждый по очереди согласно графику дежурств.
На это мне возразили:
- Это как минимум нерациональное использование ресурсов. По вашему, это нормально, если, допустим, талантливый врач будет на дежурстве мести улицу, хотя мог бы в это время спасти чью-то жизнь?
И что будет с плановой системой? Она потеряет свою эффективность!
Ответим так.
Коммунизм - это план. Не поручат врачу неквалифицированную работу, если срочно требуется спасать чью-то жизнь - в план будут мгновенно внесены коррективы. То есть нерационально это было бы в условиях чрезвычайной ситуации - полностью согласен!
Но чрезвычайные ситуации редки, имеются в виду ситуации обычные. Если можно врачу отвлечься от обычной работы на неквалифицированную - то почему бы и нет? Ведь и сейчас он уходит в отпуск или в командировку. И может быть оттуда вызван, если, например, случилась катастрофа с десятками пострадавших.
Недостатки такой системы, конечно, очевидны.
Действительно, при такой системе получается, что
общество недополучит столько-то человеко-часов квалифицированного труда.
Ровно столько, сколько квалифицированный работник потратил на неквалифицированную работу. А ведь эту работу мог бы выполнить неквалифицированный работник - как это делается сейчас. Нерационально!
Но уровень развития производительных сил ныне достаточно высок, чтобы общество могло себе это позволить!
А в чрезвычайных режимах этот порядок отменяется.
Да, при такой системе получается, что
квалифицированные работники воруют хлеб у неквалифицированных.
Общество должно быть рассчитано на исключительно квалифицированных работников - они будут делать и неквалифицированную работу до полной ее автоматизации.
Точно так же общество не должно зависеть от труда преступников.
Это - ограничение свободы?
Квалифицированному работнику придется отвлечься, чтобы потом сосредоточиться. Работа, на которую придется отвлечься, как минимум не может считаться привлекательной, добровольно он не вызвался бы ее выполнять!
А если посмотреть на это дело под другим углом зрения? Квалифицированному работнику отвлечься от сидячей умственной работы, размяться, помахать метлой на свежем воздухе должно быть в радость: счастье, как говорят великие, в полноте человеческого бытия.
Но ради чего все это?
Выполнение работ "тачечников" и начальников по очереди означает, что исчезают соответствующие социальные статусы "тачечников" и начальников - читай: привилегированных и изгоев.
В результате достигаются цели:
1) Гуманизм.
В конце концов, в первобытнообщинном обществе трудились все, а потому обществу было не до наук и искусств.
В рабовладельческом обществе у деятелей наук и искусств появилось свободное время для творчества. Но - ценой низведения части людей - рабов - до уровня скота. Несомненная рационализация (ибо объективно дан толчок к прогрессу), но насколько она гуманна?
Теперь же речь идет о том, чтобы полностью преодолеть отголоски рабства - разделение труда, которое Маркс неспроста назвал "порабощающим" и приводящим к "профессиональному кретинизму".
Преодоление разделения труда - еще одна невероятная характеристика общества по Марксу! Но ничего невероятного - ранее мы рассматривали:
- почему это необходимо;
- как это возможно.
- А это, в свою очередь, открывает дорогу для выхода общества на новый уровень свободы - преодоление того, что Маркс называл отчуждением труда!
2) Устойчивость общества
Отсутствие социальных групп привилегированных и изгоев означает отсутствие интереса у социальных групп бороться друг против друга за лучшее место под солнцем и расшатывать общество.
Это та гармоничность общества, которая составляет главный принцип построения коммунизма.