Заходим на мое любимое поле — джаз и около-джаз. Тем более, что сейчас это снова на пике. Сложная музыка вновь набирает популярность и это хорошо. И чтобы не отставать — поучимся грамотно аранжировывать фортепиано.
Что мы вообще знаем о джазе? Что там есть септаккорды с надстройками (9-11-13 ступени). Для начала неплохо.
А еще мы знаем, что чем больше инструментов в аранжировке, тем фортепиано должно быть более разряженным и аккуратным. И мне, как пианисту по образованию, есть что вам поведать по этому поводу.
1) Только фортепиано или фортепиано с голосом. В общем здесь нет ничего запретного, потому что нам нужно заполнить собой все пространство.
Power аккорды в левой руке (Тоника-квинта-октава) работают. То же самое с добавленной септимой (большой или малой зависит уже от аккорда) — работает.
Правая рука вполне может делать и трезвучия, и септ и даже нон аккорды с более высокими надстройками. Важно, чтобы они сочетались с вокалом или помогали вести мелодию.
2) Фортепиано+барабаны+бас. Вот тут уже становится чуть интересней. Ведь если есть бас, то зачем пианисту его держать? А значит мы уже можем убрать тонику из левой руки, оставив 3 и 7 ступень, к примеру (если мы играем в районе малой-первой октавы) или 3 и 9 (если играем большую-малую). Плюс можем не держать их постоянно, расставляя акцентами под барабаны.
В правой руке все, в общем, остается тем же самым.
3) То же + гитара. А вот теперь можем и с правой рукой поиграться. Если гитара играет аккорды, то нам нет смысла брать их же. Можно убрать из аккорда тонику и квинту. Значит остается терция, седьмая и девятая ступени. Что уже дает простор.
4) Духовая пачка. А вот тут можно разойтись, переставая играть трезвучия вообще. Что нам остается? 7-9-11 и 13 ступени для правой руки (не нужно все сразу, вполне достаточно 7 и 9 с добавлением таки квинты или терции по вкусу)
В левой же руке оставляем либо то же самое (для собранности) либо, по желанию одинокую 3 или 5 ступень (можно в связке с 7 и 9 соответственно).
Это и придаст сложности аккордам и не слишком перегрузит частотно.
Кстати да, играть акценты нужно стараться там, где есть свободное место, а значит — в паузах между словами или коротко акцентируя места с текстом. Мелодические заполнения строго между текстом.
Ну что, пора играть джаз?😉
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
Telegram канал "Записки Аранжировщика"
Подкаст «Слышь!»