Тачанка с юга. СССР, 1978. Режиссер Евгений Шерстобитов. Сценаристы Игорь Болгарин, Виктор Смирнов (по одноименной повести Александра Варшавера). Актеры: Станислав Коренев, Александр Стригалев, Георгий Дворников, Виктор Степаненко и др. 17,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Евгений Шерстобитов (1928–2008) поставил 19 полнометражных игровых фильмов, по большей части «идеологически выдержанных» и рассчитанных на детскую аудиторию, но только трем из них («Поцелуй Чаниты», «Тачанка с юга» и «Берем все на себя») удалось войти в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Фильм «Тачанка с юга» был поставлен Евгением Шерстобитовым в духе целого ряда популярных в СССР приключенческих лент о гражданской войне. В год выхода этого фильма в советский прокат ведущие киножурналы – «Советский экран» и «Искусство кино» обошли его молчанием, а вот многих зрителей, особенно молодых, эта лента привлекла своим сюжетом.
Мнения сегодняшних зрителей о «Тачанке с юга», отраженные, к примеру, на портале «Кино-театр.ру», можно разделить на две категории.
1.Горячие сторонники фильма, считающие, что это «о дин из любимых фильмов детства, классический "боевик по-советски"… Нынешним юнцам того не понять» (Сергей), и «очень хорош образ Сирого (В. Степаненко) - хитрого и предусмотрительного мужика-убийцы, прекрасно понимающего, что белые лишь используют восставших крестьян, подставляя их головы под пули красных» (А. Гребенкин).
2. И столь же горячие противники: « Я хотел было изматериться последними словами, но даже на это сил не хватило после просмотра этого ... хм-м ... недоразумения. Играют, в общем, - средненько, чаще - ниже среднего. Диалоги - пустые, пресные. … Сюжет до безобразного растянут» (Нудный Йа). «дураки белые, ловкие да умные красные, казаки скачут гурьбой за тачанкой. Короче, очередная ахинея» (Бармаглот).
Киновед Александр Федоров
Если завтра война. СССР, 1938. Режиссеры: Ефим Дзиган, Лазарь Анци–Половский, Георгий Березко, Николай Кармазинский. Сценаристы: Георгий Березко, Ефим Дзиган, Михаил Светлов. Актеры: Всеволод Санаев, Инна Федорова, Серафим Козьминский и др. 17 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Ефим Дзиган (1898–1981) поставил 14 полнометражных игровых фильмов, три из которых («Если завтра война», «Мы из Кронштадта» и «Железный поток») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Режиссер Лазарь Анци–Половский (1896–1968) поставил три полнометражных игровых фильма, из которых в тысячу самых кассовых советских кинолент вошла только эта «оборонная» картина.
На счету сценариста Георгия Березко (1905–1982) только одна режиссерская работа – «Если завтра война».
На счету режиссера–документалиста Николая Кармазинского (1990–1991) только одна игровая картина – «Если завтра война».
«Если завтра война» должна была наглядно воплотить доминирующий в СССР 1930–х официальный тезис о том, что в случае военных действий враг будет разбит быстро и на его территории. Для съёмок фильма были привлечены армейские части и военная техника. В год выхода в прокат лента пользовалась успехом, а потом даже была удостоена Сталинской премии…
Понятное дело, что в 1940–х этот не оправдавший сталинских надежд пропагандистский фильм был отправлен на полку и стал доступен для массовой аудитории только с приходом интернета.
В художественном смысле картина «Если завтра война» не представляет никакой ценности, но с исторической и идеологической точки зрения, разумеется, любопытна.
Киновед Дмитрий Салынский писал, что, начиная с 22 июня 1941 года эта лента надолго стала «символом «шапкозакидательства». Однако если отвлечься от расхождений ее содержания с реальностью, мы увидим вполне интересный кинематограф. … В народной памяти лента Дзигана осталась как одиозное, едва ли не единственное произведение о будущей войне. На самом деле в 30–е гг. существовал жанр «оборонной фантастики», включавший множество посвященных предстоящей войне как литературных произведений – «То, чего не было, но может быть: одна из картинок будущей войны» (1928, С. Бертенев), «Подводная война будущего» (1940, П. Гроховский), «Воздушная операция будущей войны» (1938, А. Шейдман, В. Наумов), «Разгром фашистской эскадры» (1938, Г. Байдуков) и др., – так и фильмов: «Возможно, завтра» (1932, реж. Д. Дальский), «Родина зовет» (1936, реж. А. Мачерет, К. Крумин), «Глубокий рейд» (1937), «На границе» (1938), «Танкисты» (1939, реж. З. Драпкин, Р. Майман), «Эскадрилья № 5» («Война начинается», 1939, реж. А. Роом) и др. Все они отвечали активно внедрявшимся в народное сознание «оборонным» доктринам о том, что война неизбежна. Лента Дзигана в этом ряду заняла одно из первых мест. В ней соединились черты хроники и фантастики, утопии и антиутопии… Невероятная популярность песни «Если завтра война, если завтра в поход» обусловлена не только ее лозунговым текстом и запоминающейся мелодией, но и режиссерским решением… В игровых сценах враги говорят по–немецки, но их генерал имеет седую профессорскую эспаньолку, отсылая к портретным чертам Троцкого» (Салынский, 2010: 148–149).
Мнения нынешней зрительской аудитории о фильме «Если завтра война» существенно разнятся:
«Снят он для своего времени великолепно, фактически его эстетика была в дальнейшем использована в таких фильмах, как "Освобождение". Отдельные эпизоды вообще пророческие. Беспечный летний вечер накануне войны, люди отдыхают, развлекаются, катаются на лодках, а рано утром вражеские самолеты бросают бомбы на мирные города – это вообще шок. Более того, если бы война началась в 1938 году, фильм недалеко бы ушел от реальности, т.к. Германия на тот момент еще не успела создать мощную армию. Проблема в том, что к 1941 году фильм потерял актуальность, т.к. Германия, получив ресурсы всей Европы, изменила соотношение сил в свою пользу. Но самое главное, что фильм после войны провоцировал вопрос – кто же виноват в катастрофе 1941 года и, в частности, в том, что после 1938 года советская пропаганда не успела адекватно перестроиться. Любителям кино обязательно стоит посмотреть этот фильм, чтобы понять истоки послевоенного батального кино» (Олег)
«Если отвлечься от агитационно–пропагандистской составляющей фильма, и сосредоточиться на чисто художественном воплощении, то оценка картине будет весьма невысокой: слишком уж всё наивно и прямолинейно. Мне гораздо больше понравилось, если бы это был чисто документальный фильм, "без ролей". Потому что, на мой взгляд, вместо "оживления" киноленты драматические игровые эпизоды привносят в картину не только совершенно ненужную лирику, но и откровенную фальшь. А документальные съёмки, конечно, впечатляют!» (Г. Воланов).
«Я конечно не киноэксперт, но, по–моему, это первый в мире фильм жанра военной фантастики. … Что касается чрезмерного оптимизма по поводу будущей войны, то надо помнить что в 1938 году Вермахт был еще очень слаб, а Красная Армия уже имела на вооружении тысячи танков и самолетов, так что авторы фильма имели все поводы для оптимизма. Авторы видели Вермахт, когда он был еще жалким и слабым волчонком, и не знали насколько опасным зверем он станет всего через пару лет. Да и, вообще, оптимизм был обязателен для любого фильма тех лет» (Дюхазил).
«Много слышал об этом фильме, но целиком посмотреть получилось только сегодня. Что сказать? Красивая агитка за РККА. Враги (немцы) полные идиоты, а наша Красная Армия под мудрым водительством товарища Сталина и его верных соратников маршалов Ворошилова и Буденного бьет врага на его территории. Только, к сожалению, в 1941 году все получилось наоборот. И еще много киноляпов. Вражеские танки (хоть и в темноте) все сплошь советские Т–26, грузовики, везущие вражеские резервы, – советские ГАЗ–АА. И так далее» (Джонатан).
Киновед Александр Федоров