Пятнадцатилетний капитан. СССР, 1946. Режиссер Василий Журавлев. Сценаристы Георгий Гребнер, Василий Журавлёв (по одноименному роману Жюля Верна). Актеры: Всеволод Ларионов, Александр Хвыля, Михаил Астангов, Елена Измайлова, Азарий Мессерер, Павел Суханов, Вейланд Родд и др. 17,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Василий Журавлев (1904–1987) поставил 14 полнометражных игровых фильмов, шесть из них («Космический рейс», «Граница на замке», «Пятнадцатилетний капитан», «Черный бизнес», «Морской характер» и «Человек в штатском») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.
Кинокритик Алина Ермолаева считает, что «воссозданные на экране образы получились яркими, запоминающимися. Они не отличаются особым психологизмом и глубиной, четко подразделяясь на положительных и отрицательных, однако для семейного приключенческого фильма другого и не надо было. … Наверное, за это мы и любим подобные фильмы. С точки зрения морали они идеальны: добро побеждает, зло наказано. Разумеется, в наш циничный век эта схема выглядит чересчур наивной, однако признайтесь, может и вам порой не хватает капельку этакой сказочности? … Технически картина выполнена на достаточно высоком уровне – некоторые отдельные сцены просто очаровывают, но, тем не менее, фильм не распадается на части, а выглядит как цельное произведение искусства. Создателям удалось передать атмосферу конца 19 века, в тоже время весьма искусно сняты африканские сцены. На фоне всего этого герои выглядят живыми и близкими зрителю – за них волнуешься и вместе с ними радуешься. … Приключенческий фильм «Пятнадцатилетний капитан» стал одной из тех лент, на которых воспитывалось не одно поколение детей. Разумеется, в наши дни он смотрится как наивная добрая сказка и только» (Ермолаева, 2010).
С этой точкой зрения в принципе согласны и сегодняшние зрители:
«Запоминающийся фильм, многократно просмотренный и в детстве, и во взрослом состоянии. В нём чувствуется какая–то нездешность. По мастерству актёров и режиссёра он превосходит даже голливудские аналоги. … Ну и как в приключенческом фильме обойтись без главного киношпиона, диверсанта и предателя 30–50–х годов Виктора Кулакова... Как всегда, кинонегодяи оказались более убедительны. Хотя надо сказать правду, и ещё совсем юный Всеволод Ларионов и прекрасная Елена Измайлова тоже не забываются» (М. Кириллов).
«Фильм вспоминается как мечта, мечта детства, мечта мальчишки. Этот кошмарный Негоро… И прекрасный актерский ансамбль… хотя Дик Сэнд чуть переигрывает, но это ни капли не портит кино, бодрое, увлекательное и динамичное!» (Сентябрь).
Киновед Александр Федоров
Майя из Цхнети. СССР, 1959/1960. Режиссер Резо Чхеидзе. Сценарист Валериан Канделаки. Актеры: Лейла Абашидзе, Григорий Ткабладзе, Акакий Кванталиани и др. 17,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Резо Чхеидзе (1926–2015) поставил 11 фильмов, из которых приключенческой картине «Майя из Цхнети» и военной драме «Отец солдата» удалось войти в тысячу самых популярных советских кинолент.
История «робингудской» бунтарки Майи на рубеже 1960-х очень нравилась юным зрителям, которые с удовольствием смотрели в кинозалах на ее экранные приключения.
Приведу только один из многочисленных зрительских отзывов:
«Хорошо помню этот фильм моего детства. Вспоминаю, как с восторгом в компании ребятишек я в который раз смотрел этот детский фильм, держа в руках синий билетик за 10 копеек. … Сейчас кинокартина кажется в чем-то наивной, но те воспоминания детства навевают ностальгию… Фильм, безусловно, удачный, как и блестящая игра актрисы Лейлы Абашидзе» (Николай).
Киновед Александр Федоров
Измена. СССР, 1967. Режиссер Тахир Сабиров. Сценаристы: Игорь Луковский, Тахир Сабиров, Джалол Икрами. Актеры: Хабибулло Абдуразаков, Исамат Эргашев, Зухра Хасанова, Абдульхайр Касымов, Александр Баранов, Иван Кузнецов и др. 17,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Тахир Сабиров (1929–2002) поставил 17 фильмов, и пять из них – две киносказки Шахерезады, «Шахсенем и Гариб», «Измена» и «Разоблачение» – вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Во время гражданской войны в Средней Азии отряд красных вырывается из вражеской засады. Кто же предатель?
Советская кинопресса отнеслась к приключенческому фильму «Измена» весьма сдержанно.
Вот что писал, например, об этом фильме киновед и кинокритик Александр Липков (1936-2007): «Лента построена на напряженной интриге с неожиданными поворотами событий, на прямых и открытых столкновениях персонажей. И по традициям приключенческо-детективного жанра здесь есть и всадники, несущиеся во весь опор по кромке холмистого горизонта, и отчаянные перестрелки, и сверхкрупные планы многозначительно-выразительных лиц и не менее красноречивых деталей, таинственные фигуры, прячущиеся в ночной тьме, и отблески огня, колеблющего силуэты. Однако же материал картины сам по себе открывал возможность серьезного разговора о месте и роли личности в революции, о методах классовой борьбы, о перерождении человека, преступившего законы революционного гуманизма. … Впрочем, диалектика образа в значительной степени осталась лишь в намерениях авторов. … Зритель, таким образом, лишен возможности соучаствовать в решении идейного конфликта, ему выдается готовый результат. … Герой смел, мужествен, хотя самолюбив и заносчив. Но в нем не чувствуешь главного — революционного горения, революционной страстности. А без этого образ не дает повода к сопереживанию, не может завоевать симпатии.
На экране сталкиваются, как правило, прямолинейно-однозначные злодеи и столь же прямолинейно-правильные положительные герои, в то время как сама ситуация требует иных, нешаблонных решений. … А действие, требующее насыщенного, динамичного ритма, то и дело прерывается для преподнесения героям поучительно-назидательных сентенций.
Картина, построенная но законам и канонам жанра, призванная, казалось бы, держать зрителя в напряжении от первого до последнего кадра, смотрится с вялым любопытством» (Липков, 1968: 21).
Зрители XXI века вспоминают этот фильм в основном позитивно:
«Фильм настолько мастерски поставлен, что невольно окунаешься в ту эпоху, когда шла жестокая борьба за установление Советской власти в Таджикистане. Все полтора часа находишься в напряжении, невозможно расслабиться. Плюс ко всему мастерская игра актеров, прекрасные конные трюки каскадеров. Всё это делает фильм интересным и нестареющим. (А. Нуреев).
«Прекрасный фильм. Характеры людей, мотивы поступков. Даже очень сильные и мужественные люди слабы, если ими движет тщеславие и честолюбие. … Власть - самое большое искушение...» (Владимир)
«Великолепный боевик! … Весь фильм не расслабляясь, разгадываешь хитроумно сплетённую баями паутину» (Воланд).
Киновед Александр Федоров