Итак, следовало насытить страну продуктами, предметами быта и одеждой, но при этом не разрушить строй и не потерять избранный курс. Однако, плановая экономика без должной технической базы не могла решить многие насущные проблемы Китая.
Здесь напрашиваются параллели с СССР, но Китай начала 80-ых в техническом плане выглядел гораздо слабей. Хотя было и преимущество - огромное количество молодых рабочих рук.
План Сяопина выглядит на первый взгляд очень просто - крестьянские коммуны распускаем, а вместо них опираемся на семьи.
В семьях много детей. Платить детям не надо! Уже выгода. Семьи берут землю у государства в долгосрочную аренду и выращивают рис, хлопок, чай и прочее. Определённую часть (небольшую) урожая сдают государству. Остальное - продавай!
Эффект был ощутимый - урожаи на следующий же год выросли аж на 30%! Вот что значит мотивация.
При Сяопине партия ослабила давление и на промышленность. Фабрикам не только разрешили продавать свои изделия за рубеж, но и дозволили сращивание с зарубежными предприятиями. Что в свою очередь позволило перенять прогрессивные западные технологии. Попутно подтягивали и образование.
И словно ягодка на торте - Сяопин открывает Китай для иностранных инвесторов! (Мао, вероятно, переворачивался в своём мавзолее)
Деньги, технологии и молодые рабочие руки, готовые вкалывать за мизерные зарплаты, плюс образование, которое становится доступно детям из глубинки, казалось теперь только вверх!
Ещё в 70-тые про китайцев рассказывали нелестные анекдоты, типа:
Посеяли китайцы рис и вышли собирать на следующий же день. Осень кусать хотеца.
Но к концу 80-тых Китай всем шутникам утёр нос. Сяокан - среднезажиточный социум рос, как на дрожжах. И, соответственно, происходят вполне закономерные процессы внутри.
В недрах такого социума зреет запрос на демократию. Ведь образованную молодёжь уже не устраивает роль марионеток. Таким образом Китай пришёл к тому, к чему и должен был неминуемо прийти.
Есть исследования, утверждающие, что запрос на демократизацию общества коррелирует с ростом ВВП. И усиливается, если уровень ВВП на душу населения достигает 1000 долларов.
Кроме того, подобные общественные движения затрагивают в этот же период многие страны.
Что же произошло на площади Тяньаньмэнь 4 июня в 1989 году?
Никто до сих пор не может назвать точное число протестующих, предположительно их было больше миллиона. Также не названо и количество жертв.
Собственно, волна протестов прокатилась не только по Пекину, но по всем крупным городам Китая.
Протестовали в основном студенты и представители интеллигенции, а также профсоюзы рабочих. Требовали:
- Больше гласности,
- Больше инициатив снизу
- Честные выборы
Китай подошёл к исторической развилке. Что дальше? По какому пути двигаться? Ведь фактически рыночная экономика по западному образцу уже во всю работала, но власть не позволяла развиваться этому сценарию до конца.
Дэн Сяопин тянул сколько мог. Конечно, он пытался избежать кровопролития. Протесты длились весь апрель. В мае Китай посетил Горбачёв с делегацией. Приехал посмотреть на результаты чудесных экономических реформ.
Горбачёву пришлось соврать, мол, люди на площади пришли почтить памятник. А сами протестующие визит Михаила Сергеевича восприняли с воодушевлением. Даже направили письменное обращение с просьбой поддержать демократические инициативы. Однако, советская делегация на письмо предпочла не отвечать.
В ночь с 4 на 5 июня для разгона протестующих применили силу, в том числе и танки.
А следующее фото, хорошо известное в рунете, но, как ни странно, малоизвестное в Китайском интернете называется " Последний бунтарь"
Треть века минула с тех событий, но гештальт китайского общества по-прежнему не закрыт. Хотя правительство и вынесло уроки и после тех событий никаких серьёзных акций больше не предпринималось. Казалось бы, Поднебесная свой выбор совершила.
Так ли это? Покажет дальнейшая история.
Продолжение цикла в следующей публикации.
Спасибо за внимание!
Начало цикла - читайте ЗДЕСЬ!