Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Остров сокровищ" (СССР, 1972), "Город принял" (СССР, 1980) и "Константин Заслонов" (СССР, 1949): разные фильмы, разные мнения

Остров сокровищ. СССР, 1972. Режиссер Евгений Фридман. Сценаристы Эдгар Дубровский, Евгений Фридман (по роману Р.Л. Стивенсона). Актеры: Борис Андреев, Ааре Лаанеметс, Лаймонас Норейка, Альгимантас Масюлис, Людмила Шагалова, Витаутас Томкус, Андрей Файт, Владимир Грамматиков и др. 18,0 млн. зрителей за первый год демонстрации Режиссеру «Острова сокровищ» – Евгению Фридману (1929–2005), увы, не повезло: эта экранизация романа Стивенсона осталась единственным поставленным им полнометражным фильмом. Советская кинопресса встретила «Остров сокровищ» Е. Фридмана острой критикой: «Смотришь на экран и ловишь себя на мысли, что на сей раз перед нами добросовестное переложение основных сцен романа, но — странное дело — я затруднился бы сформулировать, какая же мысль вела режиссера, какую задачу, какую цель он перед собой ставил. А в итоге — ощущение художественной бедности, которое, несомненно, возникает из–за того, что в этом населенном многими персонажами приключенческом фильме неприметно мелк

Остров сокровищ. СССР, 1972. Режиссер Евгений Фридман. Сценаристы Эдгар Дубровский, Евгений Фридман (по роману Р.Л. Стивенсона). Актеры: Борис Андреев, Ааре Лаанеметс, Лаймонас Норейка, Альгимантас Масюлис, Людмила Шагалова, Витаутас Томкус, Андрей Файт, Владимир Грамматиков и др. 18,0 млн. зрителей за первый год демонстрации

Режиссеру «Острова сокровищ» – Евгению Фридману (1929–2005), увы, не повезло: эта экранизация романа Стивенсона осталась единственным поставленным им полнометражным фильмом.

Советская кинопресса встретила «Остров сокровищ» Е. Фридмана острой критикой:

«Смотришь на экран и ловишь себя на мысли, что на сей раз перед нами добросовестное переложение основных сцен романа, но — странное дело — я затруднился бы сформулировать, какая же мысль вела режиссера, какую задачу, какую цель он перед собой ставил. А в итоге — ощущение художественной бедности, которое, несомненно, возникает из–за того, что в этом населенном многими персонажами приключенческом фильме неприметно мелки люди, образы, характеры. … Теперь пора перейти к центральной фигуре… Джону Сильверу. В новом фильме его играет Борис Андреев. Что здесь скажешь, здесь имя и талант говорят сами за себя. Борис Андреев! Лично я не помню такого фильма, где бы он сыграл плохо. И в этой картине он играет сочно, красочно. Если бы весь фильм был выдержан на этом уровне! … И я вновь и вновь пытаюсь ответить себе на главный вопрос: зачем, ради чего ставился этот фильм? Он проигрывает по всем статьям старой постановке, и будет очень прискорбно, если он вытеснит ее с детских утренников. К сожалению, наверное, так и произойдет. Ибо у картин одно название. Значит, погибнет старая картина» (Ревич, 197: 26, 28–29).

Вот здесь кинокритик Всеволод Ревич оказался плохим предсказателем: вскоре после премьеры «Острова сокровищ» в советском прокате 1972 года Евгений Фридман попал в немилость у кинематографического начальства, был лишен права на съёмки новых полнометражных работ и через несколько лет был вынужден эмигрировать в США…

Мнения зрителей об «Острове сокровищ» Е. Фридмана существенно различаются:

«Безусловно, шедевр…, очень добрый фильм, и актеры подобраны мастерски, никто кроме Андреева не сыграет главаря пиратов так убедительно и правдоподобно. Особенно запомнилась рок–н–рольная песня «15 человек на сундук мертвеца» (А. Болдырев).

«Посмотрел его впервые подростком после прочтения романа Р. Стивенсона. Огромное впечатление произвели и актеры (удачное соединение русской и прибалтийской актерских школ), и музыка в фильме. И долго скучал по этому фильму. Не знал, что его не показывают из–за эмиграции режиссера. Согласен, что два поколения глупо лишили возможности получить наслаждение увидеть героев Стивенсона в лучшей экранизации его романа» (Леонид).

«Для меня существует один Джон Сильвер – тот, которого сыграл Борис Андреев. Прямо как со страниц романа сошел – большой и сильный, грузный и ловкий, жестокий и добродушный, умный и хитрый, улыбающийся и хмурый – это все он. Вот честно слово – злодей, а симпатизируешь почему–то ему. Вот что значит актерское обаяние!» (Н. Волкова).

«У Фридмана помимо плохо написанного сценария, в целом отсутствует живость всего происходящего, необходимая для приключенческого кино. Лично меня происходящее на экране не захватывало, плюс не понравилась музыка Рыбникова, ну, абсолютно не понравилась» (Лагардер).

Киновед Александр Федоров

-2

Константин Заслонов. СССР, 1949. Режиссеры Владимир Корш–Саблин, Александр Файнциммер. Сценарист Аркадий Мовзон (по собственной пьесе). Актеры: Владимир Дружников, Юрий Толубеев, Александр Хвыля и др. 17,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Владимир Корш–Саблин (1900–1974) поставил около двух десятков игровых лент, пять из которых («Моя любовь», «Константин Заслонов», «Первые испытания», «Красные листья», «Москва – Генуя» и др.), вошли в тысячу самых кассовых советских фильмов.

Режиссер Александр Файнциммер (1905–1982) поставил 20 фильмов в немом и звуковом кино. Фильмы эти были разных жанров, но в основном режиссера привлекали остросюжетные истории, хотя на его счету есть и несколько популярных комедий.

Многие картины А. Файнциммера вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент («Константин Заслонов», «У них есть Родина», «Овод», «Девушка с гитарой», «Далеко на Западе», «Пятьдесят на пятьдесят», «Трактир на Пятницкой», «Без права на ошибку», «Прощальная гастроль "Артиста"»).

Лента о белорусских подпольщиках и партизанах «Константин Заслонов» имела большой успех у зрителей.

В «Краткой истории советского кино» исполнители главных ролей в этом фильме получили высокую оценку. Но, по мнению, киноведов, «менее удались авторам образы оккупантов, ни показаны лишь внешне, плакатно. Постановщиков фильма следует упрекнуть в и в излишнем увлечении батальными сценами за счет раскрытия внутреннего мира героев, что снизило художественную ценность этого патриотического фильма» (Грошев и др., 1969: 343).

Воспоминания зрителей об этом фильме охвачены ностальгией по детству:

«Очень давно смотрел этот фильм, впечатления и восторг: посмотрев его, мы, пацаны, делились на две группы и играли в подпольщиков и немцев, а потом менялись, играли даже на переменах в школе. Как было всё интересно!» (Дымок).

Киновед Александр Федоров

-3

Город принял. СССР, 1980. Режиссер Вячеслав Максаков. Сценаристы: Аркадий Вайнер, Георгий Вайнер. Актеры: Михаил Чигарёв, Инна Аленикова, Александр Пороховщиков, Виктор Шульгин, Николай Граббе и др. 17,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Вячеслав Максаков поставил четыре полнометражных игровых фильма, из которых в тысячу самых кассовых советских кинолент удалось войти только остросюжтной картине «Город принял».

Фильм «Город принял» рассказывает о текущей работе опергруппы МУРа…

Советская пресса про эту ленту писала мало, но зрителей за первый год кинопроката «Город…» собрал немало.

Что касается аудитории XXI века, то ее мнения существенно разделились:

«Великолепное кино с острым, динамичным сюжетом, рассказывающее о будничной работе органов внутренних дел. Блестящий сценарий братьев Вайнеров, конечное, самое главное достоинство фильма. Да и диалоги мастерски прописаны. Также очень радует актёрская игра, персонажи в их исполнении получились весьма интересными» (Критик всего).

«Какой-то никакой фильм. Очередное приключение следака… Тихонов прямо Джеймс Бонд, что ни серия то новая дама при нем» (Балтиец).

Киновед Александр Федоров