Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Гибель Чёрного консула" (СССР, 1971), "Узники Бомона" (СССР, 1971) и "Русь изначальная" (СССР, 1986): мнения

Гибель Чёрного консула. СССР, 1971. Режиссер Камиль Ярматов. Сценаристы Михаил Мелкумов, Камил Ярматов. Актеры: Шукур Бурханов, Шухрат Иргашев, Роман Хомятов, Закир Мухамеджанов, Юрий Дедович и др. 19,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Камиль Ярматов (1903–1978) поставил 16 полнометражных игровых фильмов, из которых в тысячу самых кассовых советских кинолент вошли только две историко–революционных драмы о событиях в Средней Азии в начале 1920–х – «Гибель Чёрного консула» и «Буря над Азией».

1920 год, Туркестан… Эмир Бухары хочет удержать свою власть, хотя понимает, что революционеры уже строят свои заговоры…

Зрители до сих пор не забыли этот остросюжетный фильм:

«Помню как пацанами выстаивали очереди у касс кинотеатров и практически не пропускали ни одного сеанса, пока в городе шел показ фильма. Несмотря на ярко выраженную "политическую и идеологическую" окраску, значение этих фильмов в деле воспитания подрастающего поколения отрицать невозможно, они учили верности, отваге и готовности к самопожертвованию, если хотите» (Р. Ахматзянов).

«Крушение эмирата» при всей идеологической ограниченности сделано лучше – там выбрана определённая тональность (в сущности, сказка), которая чётко выдерживается на протяжении всего фильма, а здесь вроде как всерьёз, но местами не в меру пафосно» (А.К.).

Александр Федоров, киновед

-2

Узники Бомона. СССР, 1971. Режиссер Юрий Лысенко. Сценаристы Юрий Лысенко, Жорж Журибеда. Актеры: Михаил Голубович, Ольга Лысенко, Борис Кудрявцев, Юрий Дубровин, Эдуард Бредун, Лесь Сердюк, Игорь Дмитриев и др. 19,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Юрий Лысенко (1910–1994) поставил девять полнометражных игровых фильмов, два из которых («Гроза над полями» и «Узники Бомона») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Киновед Иван Корниенко (1910–1975) в своей монографии об украинском кино писал: «Горячие споры вызвал фильм Ю. Лысенко «Узники Бомона» (1971) —о подвиге советских людей в годы второй мировой войны. Фабула фильма построена на биографии героя Французского Сопротивления Василия Порика, украинца по национальности. Главной целью режиссера было раскрыть психологию подвига, показать, что корни героизма Порика уходят в глубокую почву — в социалистический строй, воспитавший человека новой формации. В «Узниках Бомона» немало удач. Во многом чувствуется крепкий режиссерский профессионализм. Хорошо играют актеры. Но впечатление снижается тем, что многое в картине передано весьма и весьма приблизительно. Франция, где происходит действие фильма, на экране воссоздана крайне неубедительно. Всё это не дало возможности нарисовать фигуру центрального героя во весь рост, сузило рамки психологического анализа» (Корниенко, 1975; 215–216).

Мнения нынешних зрителей об «Узниках Бомона», как это часто бывает, разделены на «за» и «против»:

«За»: «Только что впервые посмотрела этот фильм. Нахожусь под сильным впечатлением – потрясающе! Игра актеров отличная, особенно Михаила Голубовича» (Елена).

«Против»: «Весь фильм не оставляло ощущения чего–то искусственного… Вполне верю , что факт документальный , но как показано!?!? В данном случае, увы, мне ближе позиция критики. … В итоге ощущение небрежности во всём. К просмотру не рекомендую. Особенно молодым» (Саздинец).

Александр Федоров, киновед

-3

Русь изначальная. СССР, 1986. Режиссер Геннадий Васильев. Сценаристы Геннадий Васильев, Михаил Ворфоломеев (по мотивам романа В. Иванова). Актеры: Владимир Антоник, Людмила Чурсина, Борис Невзоров, Иннокентий Смоктуновский, Маргарита Терехова, Елена Кондулайнен, Арнис Лицитис, Игорь Дмитриев, Владимир Талашко и др. 19,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Эту историческую приключенческо–мелодраматическую ленту о славянах VI века поставил режиссер Геннадий Васильев (1940–1999), автор девяти полнометражных фильмов, три из которых («Финист – Ясный Сокол», «Новые приключения капитана Врунгеля» и «Русь изначальная») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

Советская кинопресса отнеслась в «Руси изначальной» безжалостно.

Кинокритик Андрей Шемякин в «Советском экране» заметил, что «мера стилизации диалога в картине не найдена, герои то говорят современным языком, то впадают в «языческую невнятицу»… в первой серии торжествует отнюдь не сказка, предполагающая некоторое внешнее простодушие, а попросту примитив. … Условное время, условное пространство, условно–символические герои. Причудливая смесь времен и нравов, легенд и научных гипотез, сказочных, приключенческих, мелодраматических ходов и решений. Вот и получился местами пряный, местами пресный эклектический коктейль, рассчитанный, видимо, на простодушное юношество. Неважное «просветительство» (Шемякин, 1986: 10).

Кинокритик и сценарист Леонид Нехорошев (1931–2014) был еще строже: «Возникает ощущение, что авторы фильма «Русь изначальная» отдают себе отчет в существовании тех алогизмов, той фабульной, смысловой путаницы, которыми заполнено их произведение. Но сие обстоятельство их, кажется, не беспокоит. Они и не настаивают на том, чтобы зритель все понял и во всем разобрался. Метод изложения тут другой: один ошеломительно–красочный эпизод сменяется другим. И побыстрее. Без пауз, чтобы не дать людям задуматься. … безнравственная спекуляция «сильнодействующими» средствами призвана прикрыть профессиональную драматургическую беспомощность авторов картины, отсутствие у них требовательности к себе. Фильм «Русь изначальная» похож на пышную историческую декорацию с кровавыми окнами, декорацию, в которой и не ночевала история» (Нехорошев, 1986: 31,34).

Сегодняшние зрители относятся к «Руси изначальной» заметно теплее:

«Очень добротно поставленный костюмный исторический фильм! Особенно впечатляют сцены в Константинополе – казнь и восстание. Даже в малых ролях актеры весьма убедительны. … Нельзя не отметить великолепную музыку, написанную для фильма А. Рыбниковым» (Забар)

«Смоктуновский гениально сыграл константинопольского императора – сколько византийского коварства! Елена Кондулайнен в сцене брачной ночи, полной острого драматизма, неожиданно трогательна. Как всегда прекрасна Чурсина! Вообще , все актерские работы в этом фильме замечательны!» (Алла).

«Я очень люблю фильм «Русь изначальная». Люблю исторический жанр. Смотрю фильм с первого дня выхода на экраны. После этого смотрел много раз. … Очень был потрясен фильмом, игрой актеров» (Валера).

Александр Федоров, киновед