Русский эпос – былины. В своем живом звучании они были открыты для научной общественности ссыльным фольклористом-любителем Павлом Николаевичем Рыбниковым в 60-х годах XIX века. Он записал напрямую от крестьян-носителей эпической традиции более 200 текстов былин.
Неожиданное открытие живого русского эпоса вызвало подозрительную реакцию – многие считали записанные Рыбниковым тексты фальсификацией. Однако все подозрения вскоре развеял член-корреспондент Петербургской академии наук Александр Федорович Гильфердинг, предпринявший в 1871 году собственную экспедицию в Олонецкую губернию, результатом которой стала запись более чем 300 былин.
На сегодняшний день фольклористами собрано более чем 3000 былин. Русские былины можно справедливо назвать наиболее записанной и зафиксированной эпической певческой традицией.
В данной статье мы попробуем сделать полный обзор образа самого мифологического богатыря – Святогора.
Святогор
Начнем с того, что Святогор по своему роду-племени хтоническое существо. Таким термином обозначают многих персонажей из мировых мифов и легенд, которые олицетворяют собой необузданные тёмные силы, мощь подземного царства, Иной мир.
Отец Святогора – безымянный «тёмный» богатырь. Обладающий нечеловеческой силой слепой старец. Этот слепой богатырь настолько силен, что способен сжать в руке раскалённое железо и лишь подобное рукопожатие он считает достойным. Илья Муромец во время личной встречи так величает Отца Святогора:
«Здравствуй престарый дедушка,
Древний ты Тёмный!
Я привёз тебе поклон да челом –битьице,
От того же Святогора я богатыря»
Образ отца Святогора связан с слепым подземным царем из русских сказок, с Сильным Идолищем. Его слепота и огромная сила так же делают его схожим с Вием из южнорусских преданий. Нео-язычники не на пустом месте ощущают в Святогоре и его тёмном отце каких-то забытых богов.
Мать Святогора – сама Земля. Тяжелая поступь сыночка заставляет её тяжело вздыхать и дрожать, и лишь когда сыну настанет пора вернуться в Землю они смогут воссоединиться. Она мать, которой придется поглотить собственного сына.
Являясь частью потустороннего, хтонического мира, Святогору не суждено гулять по Святой Руси, а Святые Горы не смогут быть ему вечным пристанищем. Однажды ему придется снова стать частью той силы из которой он и появился.
Про обреченного на смерть древнего богатыря былые сказители пели с особой трагичностью и торжественностью. Сюжеты этих песен помогут нам ещё ближе познакомиться с образом Святогора.
Не учитывая варианты, всего о богатыре-великане существует 6-7 сюжетов.
Памятуя о страшной Судьбе, 3 из этих сюжетов заканчиваются гибелью богатыря. Что для русского эпоса вообще является редкостью - единственным русским богатырем, помимо Святогора, погибающим в былинах является Ермак из сюжетов типа «Илья Муромец, Калин царь и Ермак». Большинство из этих сюжетов неполные, часто с пения сказители переходят на рассказ. Реконструировать единое повествование о Святогоре из этих сюжетов не представляется возможным.
Женитьба Святогора
Редкий сюжет, имеющий мало записей. И те записи представляют собой форму побывальщины, но не былины (их рассказывают, а не поют).
Это первый раз, когда Святогор сталкивается с неминуемой мощью Судьбы.
В горах богатырь-великан встречает кузнеца судеб и тот предсказывает ему искать себе жену в Поморском царстве.
Однако находит там Святогор лишь чудище, лежащее в гноище. Святогор рубит чудище и оставляет рядом с ним в качестве виры деньги и уходит.
Через какое-то время из порубленного гноища выходит красная девица, находит деньги, покупает на них корабли и разного товару и становится богатой купчихой. На своих груженных подарками кораблях она отправляется в Святые горы, где и находит своего Суженного.
От судьбы не уйдешь – Святогор узнает по шраму на груди девицы то самое чудище, которое, как он сам думал, зарубил.
В этом сюжете заметна архаичная вера древних славян в неминуемую силу Судьбы
Святогор лишается силы
Тут сразу следует сказать, что это изначально библейский сюжет просто был распет былинным стихом. В нём Святогор отожествляется библейскому Самсону, и в некоторых вариантах былины само имя Святогора заменено на имя библейского героя.
Жена Святогора хочет за что-то отомстить мужу и хитростью узнает, что сила богатыря кроется в семи белых «ангельских» волосках на его голове.
Она стрижет и ослепляет Святогора. Тот уходит от злой жены и скитается по миру вместе с верной холопкой, которая стала глазами богатыря. Когда волосы отрасли и сила вновь вернулась к богатырю, он просит холопку привести его к обратно к дому. В доме, что стоит на двенадцати столбах пирует и гуляет его жена со своими любовниками, ослепленный и обманутый муж обрушивает столбы и вместе с женой погибает под обломками дома.
Этот сюжет скорее рушит относительно цельный образ богатыря-великана, потому что ни в каком больше другом сюжете не упоминается, что сила Святогора кроется в его волосах.
Святогор и неверная жена
В этом сюжете Святогор знакомиться с Ильей Муромцем – другим русским богатырем, которого впоследствии назовет своим меньшим братом.
Илья Муромец наезжает на богатый шатер, в котором ложится спать. Через некоторое время он просыпается от страшного грома, это возвращается хозяин шатра - грозный великан Святогор с волшебным сундучком, где тот держит свою жену. Со страху Илья залезает на ближайший дуб и сидит там, пока Святогор выпускает жену из сундучка, веселится и отдыхает с ней.
Как только богатырь-великан ложится спать, жена Святогора, давно заметившая, что кто-то прячется на дубу, заставляет Илью спуститься к ней. Она соблазняет богатыря и под угрозой рассказать всё мужу заставляет Илью сесть вместе с ней в её сундучок.
Когда Святогор просыпается и продолжает свой путь дальше его верный конь жалуется, что тяжело ему двух богатырей русских на себе носить. Так великан и обнаруживает Илью Муромца.
Тот рассказывает, как дело было на самом деле и Святогор убивает свою жену, а Илью нарекает своим младшим братом.
В этом сюжете присутствует традиционный для былин ритуал наказания неверной богатырской жены, иногда его называют «три науки молодецкие». Название это означает, что происходят три последовательных наказания – жене отрубают руки, потому что ими она обнимала другого, затем отрубают ноги, потому что обхватывала ими тело другого и в конце отрезают губы (или сразу всю голову), потому что целовали губы другого. Кроме того сюжет почти полностью совпадает с одной из сказок «Тысячи и одной ночи», в которой джинн-великан носит в ларце жену, которая изменяет ему с арабским принцем.
Равнозначность джинна и Святогора подтверждает мифологическое происхождение образа богатыря и несомненную древность сюжета данной былины.
Следующие две былины скорее можно отнести к циклу ратных подвигов Ильи Муромца и Святогор выступает в них лишь как второстепенное действующее лицо. Однако даже с помощью этих редких сюжетов можно получить дополнительные крохотные мазки к общей картине образа Святогора.
Святогор и поленница
В этом сюжете Святогор 30 лет сражается с поляницей – степной богатыркой. Никто из поединщиков не может одержать верх, и богатырь-великан зовет на помощь своего названного брата – Илью Муромца.
Названный младший брат Святогора проявляется чудеса сноровки и воинского мастерства, и просто сбивает поляницу с коня ударив её плашмя своим мечем. Та начинает угрожать победившему богатырю, но Илья Муромец не страшится и отрубает ей голову.
Сюжет этот в рамках рассмотрения образа Святогора можно трактовать следующим образом – поляницы и кочевые орды это враги Руси, а не Святых Гор. И справляться с врагами Руси должны русские богатыри. Святогор и его нечеловеческая сила не принадлежат этому миру, поэтому он не может совершать здесь подвиги.
Отец Святогора и Илья Муромец
Святогор зовет Илью Муромца себе в гости, но дает наказ – не здороваться с его слепым отцом, он руку с плеча выдернет и не заметит. Но советует протянуть слепому отцу для приветствия кусок раскаленного железа.
Так русский богатырь и поступает – отец Святогора сжимает раскаленное железо и хвалит Илью: «Крепка твоя рука, Илья, хороший ты богатырь».
Этот сюжет не только характеризует отца Святогора как существо потустороннее, но и рассказывает нам кое-что о самом богатыре-великане – он заботится о Илье Муромце, относится к братской клятве со всей серьезностью.
И вот мы пришли к двум самым главным и распространенным сюжетам о Святогоре. Часто они присутствуют вместе в одной былине.
Возвращение богатыря в лоно Матери-Земли.
Святогор и тяга земная
Этот сюжет бытует во множестве вариантов, но во всех Святогор находит сумку переметную – Святогор похваляется своей силой и старцы в наказание показывают ему путь к этой сумке.
Или же он натыкается на богатыря-пахаря Микулу Селяниновича, который уступая Святогору в силе, находится с Матерью-Землей в абсолютно других отношениях и легко поднимает сумку переметную, чем вызывает у богатыря-великана зависть и желание тоже поднять сумку.
Или же он натыкается на сумку случайно, оставшись один на один с неподъемной силой своей родительницы.
Сумка переметная – это центр земли. В ней сосредоточена вся тяга земная.
Земля не может носить Святогора, но может ли Святогор поднять Землю-Мать?
Может, но лишь на миг.
Глаза Святогора заливает, не пот, но горячая кровь.
Подняв сумку лишь на несколько вершков вверх, Святогор тут же поглощается Землей по колено.
В этом сюжете выражается возвращение Святогора к тем хтоническим силам из которых он появился на свет, логичный конец обреченного на смерть богатыря.
На этом сюжете мы остановимся немного подробнее. Интересно, что этот сюжет повторяется в южнославянском эпосе вплоть до деталей. Наиболее известным вариантом является юнацкая песня «Марко Королевич теряет половину силы».
Невозможно представить, чтобы северная былина каким-то образом перешла на Балканы и так там всем понравилась, что превратилась в эпическую песню у македонцев, сербов и болгар. Так же невозможно, что южнославянская поздняя песня пришла в Россию, приобрела тут архаичные черты и прижилась на севере. Единственное разумное объяснение – этот сюжет зародился и был бережно сохранен славянами с тех далеких времен, когда славяне были единым родом-племенем.
Интересно, что два настолько разных персонажа стали героями одного в сущности сюжета. Святогор – трагический персонаж русского эпоса. Богатырь, обреченный на смерть и умирающий во всех двух основных сюжетах о нём. Королевич Марко же наиболее яркий и полноценный героический образ южнославянского эпоса, он побеждает чудовищ и турок. Историческим прототипом Марко считается Ма́рко Мрня́вчевич самодержец всех сербов в 1371-1395 годах. Можно предположить, что королевич Марко заместил собой какой-то более древний образ, который был схож с русским Святогором.
А теперь сравним два фрагмента – один из юнацкой песни, а другой из былины. Двух певцов разделяли тысячи километров, один видел из окна избы ледяное море и суровую природу русского севера, а другой сидя у хаты играл на гусле и улыбался подрастающим будущим гайдукам. И оба пели одно и тоже, потому что оба они славяне, сохранившие древние сказания предков:
Фрагмент юнацкой песни «Королевич Марко теряет половину силы»
Еще больше распалился Марко,
Торбу взял обеими руками,
Со всей силой тянет ее кверху.
Тонут его ноги в крепких кремнях.
Пот кровавый со лица струится,
От натуги выкатились очи,
Вот-вот вылетят они из впадин.
Зубы стиснул Марко от усилья,
И уста наполнилися кровью.
Торба же чуть-чуть пошевелилась.
И еще сильней напрягся Марко,
И поднял он торбу на две пяди,
От земли всего лишь на две пяди.
Затрещали все кости юнака,
Что-то в сердце вдруг оборвалося,
Весь затрясся Марко Королевич,
Выпустил он торбу, та упала.
На себя глядит — ушел он в камни,
Провалился в камни по колено.
Фрагмент былины «Святогор и тяга земная», Рыбников, I том, 86. Записано в Петрозаводском уезде.
Наезжает Святогор в степи
На маленькую сумочку перемётную;
Берет погонялку, пощупает сумочку - она не скрянется,
Двинет перстом её - не сворохнется,
Хватит с коня рукою - не подымется.
«Много годов я по свету езживал,
А эдакого чуда не наезживал,
Такого дива не видывал:
Маленькая сумочка перемётная
Не скрянется, не сворохнется, не подымется».
Слезает Святогор с добра коня,
Ухватил он сумочку обеима рукама,
Поднял сумочку повыше колен -
И по колена Святогор в землю увяз,
А по белу лицу не слезы, а кровь течёт.
Где Святогор увяз, тут и встать не мог,
Тут ему было и кончение.
Святогор и гроб
Сюжет, который выражает конец мифического времени и начало эпического.
Смена древних хтонических сил новыми – данными свыше силами русских богатырей.
Тут Святого дожидается его страшная Судьба – хрустальный гроб.
Святогор в очередной раз пытается бороться со своим роком, как когда он пытался уйти от свадьбы, убив чудовищную невесту.
Он предлагает примерить гроб своему названному младшему братцу, но тот ему явно не в пору.
Тогда Святогор ложится в гроб сам. Это его гроб.
И толи принимая свою Судьбу, толи бросая ей очередной вызов он просит Илью закрыть гроб крышкой.
И больше эта крышка никуда не сдвинется.
Прошло время Святогора.
Пришло время Ильи Муромца.
Конец мифического времени и начало эпического времени
Святогор – олицетворение древности. Подобно соседнему Калевипоэгу он предок богатырей и скорее всего, как и другие великаны из мирового фольклора и мифов он был культурным героем – сам же и воздвигнул своё пристанище Святые Горы.
Но то дела далекой древности.
Племя, что живет только в своём ограниченном пространстве, а всё вокруг – табуированные для посещения земли, однажды погибнет или станет частью большего государства.
Так и Святые Горы с одиноким древним богатырем уходят в прошлое, давая дорогу Святой Руси и целой плеяде новых сильномогучих богатырей.
Мифическое время уходит в прошлое, застывает в хрустальном гробу, или поглощается самой Матерью Землей.
Наступает время эпическое. Время былинного Древнерусского государства. Время младших богатырей.
Но гроб с телом Святогора на вершине недосягаемых гор навсегда останется частью русского эпоса. Частью памяти всего русского народа.
«Тут Святогор крепко спит,
Тут Святогору славу поют,
Славу поют век и по веку,
А и слава ему не минуется!»
Сюжеты и тексты взял из следующих источников:
Песни собранные П. Н. Рыбниковым, т. 1.
Онежские былины, собранные А. Ф. Гильфердингом летом 1871 года, т. 1.
Былины Севера: Материалы рукописного хранилища Фольклорной комиссии, т. 1, Мезень. Печора.
https://vk.com/sokol_korabl — авторская группа посвященная былинам.
Автор: Александр Бабкин