Приветствую вас, уважаемые читатели с материалом вчерашней сессии, который (с разрешения клиентов) освещу в своей публикации. Фото и видео-съёмка применялась с клиентского разрешения и публикуется с их согласия. Тем не менее мама и ребёнок сняты со спины, их лица невидимы.
Сессия посвящалась исследованию 11-летней клиентки и включала в себя несколько информативных (то есть проявляющих) упражнения.
Задание №1
Проявление себя через игровую метафору. Я, мои ресурсы и карта моего мира.
Расскажу, как проводится...
В моей рабочей копилке есть волшебный мешочек.
В котором живут игрушки... Целый набор симпатичных, маленьких символов...
Я не раз описывала работу с этим психологическим инструментом, вот, например: "Игровая расстановка на решение запросных задач. Волшебные трансформации. Из проблемы в ресурс".
Возвращаемся к работе с подростком...
Этап 1. Я посредством метафоры.
Прошу ребёнка вытащить из мешочка живущие там игрушки и разложить их на рабочем столе. (Этот этап задания мы сняли на видео, чуть ниже вам покажу.) А дальше - олицетворить себя посредством любого символа - какой-нибудь из игрушек...
[youtube]https://youtu.be/BeAcYNEPfaY?si=N24J3IUYfgKgRNX5[/youtube]
Как видите, Василиса олицетворила себя с горящим факелом: девочка зажгла маленькую подставку под праздничную свечу и вложила её внутрь игрушечного кубка - получился горящий факел... Обсуждаем сложившуюся метафору...
Этап 2. Мои ресурсы метафорическим языком.
Следующим этапом прошу подростка олицетворить свой самый главный ресурс - так же, посредством символа: что помогает Василисе идти вперёд (ответ обозначаем метафорическим языком), как игрушка могла бы проявить ресурс девочки?
Василиса выбрала большого, матерчатого кота - то есть голову кота в форме кошелька-сумочки. Обсуждаем эту метафору...
Этап 3. Карта моего мира на метафорическом языке.
И самая сложная часть задания - рассказать о мире игрушечных символов из мешочка: как они живут, кто в этом мире главный, чем наполнены участники игрушечного пространства, кто в конкретном царстве есть кто? И Василиса принялась фантазировать...
Что проявляет данное задание в упражнении? Карту мира маленького клиента: её сценарий, направленность и "оси координат". Обсуждаем открывшиеся нам смыслы...
Задание №2. Модель моей личности.
Это упражнение я прочитала в статье своей любимой коллеги - Шуликовой Ирины Викторовны - "Упражнения на самопрезентацию". Это очень творческое задание, которое поможет ребёнку вспомнить главное о себе и проявиться на эту тему...
Для выполнения упражнения нам понадобится лист формата А4, маленькие ножницы, карандаш...
Предлагаем ребёнку нарисовать и вырезать женскую фигурку - себя, прорисовав фигурке лицо и написав на оборотной стороне её имя. А дальше - выполнить следующие задания: 1. на одной руке бумажной модели написать своё самое сильнейшее качество (чем мы особенно гордимся в самих себе, отличаясь от всех других); 2. на другой руке - недостаток, от которого стоило бы избавиться; 3. на одной ноге - свои умения, хобби - те, что хорошо получаются; 4. на второй ноге - чему хотелось бы научиться; 5. в центре модели рисуем сердце, куда записываем свою заветную мечту и 6. представляем фигурку вслух: кто она, что умеет, о чём мечтает и прочее...
Замечательное задание! Василисе очень понравилось!
Вот так вот пролетели 60 интереснейших рабочих минут, в течении которых ребёнок знакомился/сближался с самим собой, проявляясь через метафору, выражая себя в игре.
Подобная работа помогает клиенту понять и разобраться в себе, а также проявиться в насущном, отражая то, что его волнует...
А домашнее задание Василисы было таким...
Задание на дом. Расстановка на домашних предметах.
1. Выбрать для работы актуальную проблему текущего (или актуальный запрос).
2. Разделить её на участников (или разбить на части).
3. И развести участников или части по номерам.
При этом номер участника должен быть известен только протагонисту - герою и хозяину расстановки, а помощнице (то есть маме) - выданы листы с номерами без соотнесения с участниками (частями).
4. Дальше протагонист выходит из комнаты, а помощница (то есть мама) выкладывает листы на стол или стулья, подбирая к каждому предмет из комнатного пространства.
Я описывала нечто подобное вот в этой своей статье: Проективная работа с запросом. Расстановка на предметах и на игрушках.
5. По размещению заместителей протагонист возвращается в комнату и расшифровывает послания заместителей, записывая найденное в блокнот.
6. Записи необходимо принести на следующую сессию для общего обсуждения.
Мама и девочка ушли в большом оживлении, с воодушевлением планируя расстановку.
Посмотрите, сколько творческих, полезных заданий сделала Василиса! И сколько интересного ей ещё предстоит! И всё это - не только увлекательная игра, но и полезная расшифровка того, чем наполнена маленькая клиентка и что стОит дальнейшего осмысления.
Если читателям понравилось, примите к личному применению! Сколько маленьких, важных тайн о самом себе Вы тут же с интересом раскроете!
Полезного самоисследования, друзья!
Уважаемые читатели, приглашаю вас на очные и на онлайн консультации. Моим подписчикам (здесь и на Яндекс-Дзен) - скидка! Пишите на WhatsApp - договоримся о нашей встрече! Очень постараюсь помочь! 8(985)665-82-54.
Автор: Алёна Блищенко
Психолог, Онлайн-консультант
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru