Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо. СССР, 1973. Режиссер Станислав Говорухин. Сценарист Феликс Миронер (по роману Д. Дефо). Актеры: Леонид Куравлёв, Ираклий Хизанишвили, Евгений Жариков, Владлен Паулус, Алексей Сафонов и др. 26,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Станислав Говорухин (1936–2018) поставил 19 полнометражных игровых картин и сериалов, пять из которых («День ангела», «Белый взрыв», «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», «Контрабанда», «Десять негритят») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент. И это без учета его телехитов, включая «Место встречи изменить нельзя».
Разумеется, приключенческий фильм «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» был в первую очередь рассчитан на школьную аудиторию, но и взрослые смотрели его довольно охотно.
Кинокритик Татьяна Хлоплянкина (1937–1993), на мой взгляд, справедливо писала, что «автор сценария Ф. Миронер и режиссер С. Говорухин ведут себя так, словно бы они только что прочитали книгу впервые в жизни. И страшно удивились. И удивление свое сделали главным настроением картины» (Хлоплянкина, 1973).
Кинокритик Александр Липков (1936–2007), размышляя об этом фильме Станислава Говорухина, справедливо отметил главное в концепции экранизации – показать стремление главного героя вопреки всем жизненным напастям остаться Человеком (Липков, 1973: 7).
«Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» – своего рода часть удачного проекта Станислава Говорухина, посвященного экранизациям классической библиотеки детского и юношеского чтения, куда вошли также сериалы «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» и «В поисках капитана Гранта».
Современные зрители вспоминают эту картину с благодарностью:
«Я увидел афишу этого фильма на стене кинотеатра, в городе своего детства – это было 40 лет назад, и понял, что не могу не увидеть этой удивительной истории. Робинзон Крузо с ружьем на плече, а на ружье – белый попугай, такая была афиша. И с этой секунды началась долгая любовь к этому персонажу, к этой удивительнейшей истории, к далеким странам и невероятным путешествиям. Много лет прошло – но ничего не изменилось, всё с таким же трепетом, как в детстве – смотрю на бесхитростного Робинзона (Леониду Куравлеву – низкий мой поклон), бесконечное спасибо Говорухину» (Морриконе) 13.06.2013, 18:33
«Мне фильм понравился. Как начала его смотреть, как вошла в него – так и осталась до самого конца. И весь день вспоминала этот остров, Робинзона, милого попугая, Пятницу, прелестную музыку Вивальди, лодку, над которой столько трудился зазря Робинзон и все остальное. Я тоже хочу на такой остров, хочу, хочу, это моя мечта. Жить там спокойно, в тишине, среди прекрасной природы, свободной, независимой и сама себе хозяйкой. Я Робинзону завидую. И наш Робинзон – Леонид Куравлев, самый лучший из всех Робинзонов» (Лета).
Киновед Александр Федоров
Огненные вёрсты. СССР, 1957. Режиссер Самсон Самсонов. Сценарист Николай Фигуровский. Актеры: Иван Савкин, Маргарита Володина, Михаил Трояновский, Антоний Ходурский, Владимир Кенигсон и др. 26,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Самсон Самсонов (1921–2002) поставил 20 полнометражных игровых фильмов, восемь из которых («Оптимистическая трагедия», «Огненные вёрсты», «За витриной универмага», «Каждый вечер в одиннадцать», «Одиноким предоставляется общежитие», «Попрыгунья», «Журавль в небе», «Танцплощадка») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.
Кинокритик Сергей Лаврентьев в своей книге «Красный вестерн» верно отметил, что «ковбойский фильм был в СССР признан порочным, и классических вестернов из США на советских экранах почти не было. В борьбе с «тлетворным влиянием Запада» кинематографическое начальство еще на заре советской власти повелело снимать свои, собственные приключенческие фильмы, в которых ковбоев и индейцев заменили красные бойцы, сражающиеся с классовыми врагами. Краснознаменные вестерны не только пользовались большим зрительским успехом, но иногда являли собой замечательные образцы киноискусства» (Лаврентьев, 2009: 3).
Фильм Самсона Самсонова «Огненные вёрсты» – из этого ряда «красных вестернов».
Об этой «перелицовке» хорошо писал кинокритик Виктор Демин (1937–1993): «Попробуем подсадить в дилижанс засекреченного агента. Это сделали сценарист Н. Фигуровский и режиссер С. Самсонов в фильме «Огненные версты» (1957). Композиция «дорожного вестерна», ученически скопированная с «Дилижанса», нисколько не пострадала от того, что в одном и том же экипаже оказались рядом чекист, едущий к своим, на помощь осажденному городу, и замаскировавшийся белогвардеец, торопящийся туда же, только с противоположной целью — возглавить восстание против большевиков. Сюжетная структура не то чтобы выдержала, устояла, не поддалась вмешательству мотива, рожденного на чужой территории, она просто–напросто не заметила его чужеродности, мгновенно и естественно подчинив своим собственным формально–содержательным закономерностям» (Демин, 1980).
Эту жанровую особенность «Огненных верст» хорошо понимают и многие современные зрители:
«Огненные вёрсты» – мой любимый фильм про гражданку, смотрю 2–3 раза в год. … Тут всё: сюжет закрученный, великолепные и гениальные актеры – едва ли не в лучших своих ипостасях» (В. Плотников).
В «Огенных верстах», конечно, есть идеологическая революционная начинка, но без нее снимать тогда было нельзя. Так что, если отвлечься от этого, но фильм вполне можно смотреть как «красный вестерн». Кроме того, мне всегда нравился Кенигсон, а у него тут главная роль» (Зритель).
«Образцово–показательный советский вестерн, этакий вольный ремейк "Дилижанса" Джона Форда... Смотрится на одном дыхании» (М. Кириллов).
«Увлекательнейший вестерн… смотрится превосходно, на одном дыхании…. Традиционно считается, что "Огненные вёрсты" заимствовали сюжетную схему у "Дилижанса" Джона Форда. Но буквальных повторов там нет, а использование общей сюжетной схемы с переносом в другую страну и эпоху нельзя считать плагиатом» (Б. Нежданов).
Киновед Александр Федоров