Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"В зоне особого внимания" (СССР, 1978) и "Дерзость" (СССР, 1972): "за" и "против"

В зоне особого внимания. СССР, 1978. Режиссер Андрей Малюков. Сценарист Евгений Месяцев. Актеры: Борис Галкин, Михаил Волонтир, Сергей Волкош, Игорь Иванов, Анатолий Кузнецов, Александр Пятков, Владимир Заманский, Николай Крюков, Елена Цыплакова и др. 35,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Андрей Малюков (1948-2021) поставил 25 фильмов и сериалов, в основном – остросюжетных («34–й скорый», «Я – русский солдат», «Спецназ», «Диверсант», «Мы из будущего», «МосГаз» и др.). Но главным его хитом остается боевик «В зоне особого внимания». Всего в тысячу самых кассовых советских кинолент у него вошло два фильма («В зоне особого внимания» и «34–й скорый»).

В год выхода этого фильма в кинопрокат журнал «Советский экран» справедливо писал, что «основные достоинства фильма «В зоне особого внимания» – захватывающий динамизм, постоянный накал действия, ощущение подлинности наблюдаемого» (Борисов, 1978: 7).

Кинокритик Нина Игнатьева (1923–2019) в журнале «Искусство кино» оценила фильм более сдержанно, отметив, что «в морально–психологическом плане конфликт этот разработан несколько поверхностно, здесь можно было добиться большей глубины, если не на уровне сценария, то обязательно на уровне фильма. Но режиссура, наметив эту линию картины в общих ее контурах, основное внимание уделяет жанровым особенностям ленты – стремительному развороту событий, их динамике, трюковым съемкам и, конечно же, самой организации военного поиска, изображению военной мощи» (Игнатьева, 1978: 64).

В XXI века рецензии кинокритиков на фильм «В зоне особого внимания» по–прежнему концентрировались на его остросюжетности.

С. Кудрявцев писал об «условной и откровенно придуманной игре в приключенческий жанр, которую не без азарта и занимательности устроили создатели современного боевика о буднях и ратной учёбе солдат и офицеров Советской Армии. …
"В зоне особого внимания" до сих пор увлекает свежестью, непосредственностью, даже смекалкой и хитроумностью в подходе, без крена в откровенную сочинённость залихватских приключений. … Но, пожалуй, самое ценное заключается в том, что картина не лишена иронии и даже остроумия» (Кудрявцев, 2007).

Аналогичного мнения придерживается и кинокритик Евгений Нефедов, считающий, что «мастерство двух дебютантов в большом кинематографе, бесспорно, поражает. Залихватски приключенческая составляющая не исключает ни высокого пафоса, ни, наоборот, тонкой иронии, с которой в первую очередь обрисованы действия «Северных», тоже продуманные, высокопрофессиональные, но… неизбежно уступающие непредсказуемым и отчаянно смелым поступкам разведгруппы» (Нефедов, 2017).

Правда, кинокритик Денис Горелов иронично отметил, что «выбор на роль командира группы гвардии лейтенанта Тарасова «компактного» самбиста–каратиста, актера театра на Таганке Бориса Галкина был попаданием в яблочко. Попрыгучий мячик–лейтенант пританцовывал, бесился, валял дурака и отлично выглядел в полосатой маечке с автоматом–складнем через шею коромыслом. … Это был первый военно–патриотический реванш после многолетнего господства самиздата, вражьих голосов и легенд о прапорщицкой дури, первая своевременная контрпропагандистская акция Главпура, когда только набирающая силу дедовщина наотмашь врезала по патриотическим чувствам допризывной молодежи» (Горелов, 2018).

Поклонников среди зрительской аудитории у фильма «В зоне особого внимания» и сегодня – масса:

«Фильм превосходный! Ода могуществу советской армии, ВДВ, настоящим мужикам. Волонтир – просто песня! Не будь его в фильме, он бы таким не получился. Ведь тогда почти одновременно сняли еще фильмы о ВДВ – "Голубые молнии", "Точка отсчета", в них нет такого сюжета (беглые зеки, настоящие враги) и все как–то понарошку. А "В зоне особого внимания" – на уровень выше» (Балдахин).

«Самый любимый фильм. Знаю его наизусть. После очередного просмотра этого фильма хочется опять идти в Армию и именно в десантные войска. Все таки умели раньше из простых граждан делать патриотов. Очень сильно как раз теперь нам не хватает таких фильмов» (А. Шестаков).

«Фильм для своего времени просто отличный. Многие только из за этого фильма служить пошли. … Если боец подготовлен до армии – ему ничего не страшно. … Если он себя чувствует мужчиной, просто мужиком, а не маменькиным сынком, то служба в тягость не покажется» (Сорокин).

Киновед Александр Федоров

-2

Дерзость. СССР, 1972. Режиссер Георгий Юнгвальд–Хилькевич. Сценарист Василий Земляк (по собственной повести "Подполковник Шиманский"). Актеры: Николай Олялин, Владимир Гуляев, Валентина Гришокина, Борис Зайденберг, Владимир Балон, Татьяна Чернова, Юрий Дубровин, Фёдор Одиноков, Станислав Станкевич и др. 35,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Получив целый букет негативных кинокритических и начальственных оценок своего «кабарешного» фильма «Опасные гастроли» (1970), режиссер Георгий Юнгвальд–Хилькевич (1934–2015) решил свою следующую работу – боевик «Дерзость» – снять на проверенном материале военно–патриотической темы. Однако в результате вновь не избежал разгромных мнений.

К примеру, кинокритик Валерий Кичин в журнале «Искусство кино» утверждал, что «Дерзость» настолько слаба художественно, и сюжетные мотивировки «вообще не слишком заботят создателей ленты. Настолько, что иной раз их не заботит и здравый смысл. Даже убитые в этом фильме умирают лишь там, где нужно авторам, а немецкая военная машина на экране· разваливается самопроизвольно, охотно подставляя под удар наиболее уязвимые свои места. И даже самые важные свои подвиги герой совершает, словно бы играя. … Героизма от героя во всех этих эпизодах, собственно, и не требуется. Враг идет в ловушку сам, то сентиментально вспоминая о дивах венского кабаре «Летучая мышь», то внезапно переходя к не менее опереточным угрозам: «Аусвайс! Яволь! Пу–пу–пу!». … Фантазию авторов явно питают только самые поверхностные литературно–кинематографические, а отнюдь не жизненные впечатления – ведь все «элементы», из которых сложен фильм, сами по себе уже встречались нам: не раз. Тут нет ни попыток найти что–то свое, ни простой, обязательной для художника боязни заслужить упрек в такой обнаженности «приема», при которой, кроме монтажа цитат из старых лент о разведчиках, на экране больше ничего и не возникнет» (Кичин, 1972: 62, 64).

К сожалению, финал этой дельной аналитической статьи был смазан стандартным абзацем о том, что «серость противопоказана искусству, которое может развиваться только в обстановке высокой творческой принципиальности и требовательности, в обстановке, исключающей «конъюнктурные производственные компромиссы и взаимные дружеские амнистии. На это нацеливает нас только что опубликованное Постановление ЦК КПСС «0 мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии» (Кичин, 1972: 67).

Многие сегодняшние кинозрители с кинокритиком Валерием Кичиным явно не согласны:

«Замечательный фильм. Очень интересная сюжетная линия, продумано все до мелочей, каждый эпизод. События разворачиваются молниеносно, держат зрителя в постоянном напряжении. Огромный труд сопряжен с удачей, которая счастливо выручает героев из трудных ситуаций, она придает оптимизма всему фильму, какую–то надежду на лучшее. … Какой замечательный, красивый и мужественный Олялин в главной роли» (Добрава).

«Очень хороший фильм. Все достаточно достоверно. Если и есть доля авантюризма, то в пределах жанра. Олялин великолепен. Женщины прекрасны. На уровне лучших советских фильмов о войне» (Риманика).

Впрочем, есть среди зрителей и такие, что считают «Дерзость» «киносказкой о войне для детей младшего школьного возраста» (Г. Воланов).

Киновед Александр Федоров