Найти тему

КАК ЛУЧШЕ РЕШАТЬ КОНФЛИКТЫ С РЕБЁНКОМ

Всем привет! Меня зовут Карина, я педагог и семейный коуч. Сегодня я поделюсь с вами, что делать, если:

~ругаешь ребёнка, пытаешься объяснить, научить, за него же переживаешь, а он не понимает! Еще и как назло делает всё наоборот!~

Ребёнок сделал что-то не так? Есть два подхода к построению диалога: директивный и недирективный.

Директивный стиль подразумевает некое диктаторство: я знаю как надо; ты слушаешься меня; следуешь моим указаниям; делаешь, как я сказал(-а). Заметьте, что такой подход зачастую отвергается детьми, особенно подростками. Если преподносить им информацию в таком стиле, есть вероятность, что они сделают ровно наоборот.

Недирективный стиль, напротив, дает собеседнику (в нашем случае ребёнку) говорить от себя: ребёнок знает, что случилось; ребёнок выбирает/предлагает способ решения проблемы; ребёнок сам понимает ситуацию, а не ему "навязывает" родитель. Здесь мы даем возможность ребёнку подумать о ситуации и прийти к определенным выводам самостоятельно.

Сейчас я на конкретном примере покажу, как может выглядеть каждый из вышеупомянутых стилей. Ситуация: ребёнок приходит после школы и говорит, что получил двойку.

1. Директивный стиль

  • Лишение: Никакого компьютера/телефона/телевизора/игр и так далее.
  • Я тебе говорил(-а) вчера сесть за уроки вместо игр!
  • Ультиматумы: Больше никаких прогулок, пока/если не исправишь оценки!
  • Физическое наказание.
  • Угрозы: Если не исправишь, отберу телефон и так далее.

А также любой диалог, где ребёнок не имеет права голоса, где родитель сам "знает" причину этой двойки, сам принимает решение и тому подобное.

2. Недирективный стиль

  • В первую очередь спросить ребёнка о его чувствах в связи с этим. (Страшно, всё равно, обидно... Тему чувств можно развить дальнейшими вопросами)
  • Насколько это важно для тебя?
  • Как ты думаешь, что было причиной?
  • Какие шаги ты можешь предпринять/Что делать сейчас?
  • Могу ли я тебе помочь?
  • Что ты сделаешь, чтобы данная ситуация не повторилась?
  • Как ты думаешь, что я чувствую?

Решая ситуацию через подобный недирективный диалог, родитель помогает ребёнку самому проанализировать и осознать её важность, самому заняться поиском решения проблемы. Таким образом, мы формируем безопасную среду (без криков, упреков и наказаний), в которой ребёнок учится принимать ответственность за свои поступки, принимать последствия своих действий, искать решения, рассчитывая на поддержку взрослого.

В любом случае, каждый родитель сам решает, как воспитывать своего ребенка. Как вы думаете, какой стиль общения будет более эффективным при коммуникации с подростком?

запишись на бесплатную консультацию по вопросам воспитания и развития ребёнка, подробности в моем телеграм-канале и группе во Вконтакте