Найти в Дзене
Истории Алексея Боярского

Как евреи берут "своих" на работу

Оглавление


Автор: Григорий Абрамович

В фильме «Шапка» один из членов Союза писателей просит коллегу-еврея принять его «в ряды жидо-масонов». Бедолага считал, что успех евреев обусловлен исключительно тайной помощью собратьев. «Они (в смысле, евреи) всегда своих поддержат, примут на работу, пропихнут на должность», - фраза, которую лично я слышал неоднократно. Разубеждать уверовавших в это - бессмысленно. Но самим евреям остаётся лишь усмехнуться.

«Да я б с вами, Илья Моисеевич, с удовольствием поработал, - буквально извинялся перед моим дядей начальник лаборатории Штейн. – Но у нас здесь и так уже перебор - Коган, Басин, Хазанова. Если я ещё и вас возьму, скажут, что Штейн синагогу устроил».

Подобные «самоперестраховки» в советское время случались сплошь и рядом.

Что касается непосредственно работы у евреев, то здесь мой личный опыт весьма специфичен. Служил я на позициях начальника отдела продаж или коммерческого директора в разных организациях. У хозяев разных же национальностей.

Больше всех меня уважал русский. Он был из той глубинки, в которой еврей сам по себе – уже бренд. И ему безумно импонировало, что коммерческим директором в его компании «умный Григорий Израилевич». Мои достижения он комментировал чем-то вроде: «Вот ведь хитрый еврей!». Соответственно, относился с большим уважением.
Хозяин другой лавки, татарин, вёл себя интеллигентнее. Слово «еврей» не произносил, но вот это самое «Израилевич» повторял многозначительно. Потом я работал в представительстве японской корпорации, организованном в Москве русским шведом. С ним отношения были абсолютно четкими, без панибратства. Национальность для него вообще не существавала как признак. При этом он был единственным, кто выплачивал зарплату день в день без задержек. Затем я пытался устроиться к каким-то бывшим кгб-шникам. Эти меня не взяли. Зато взяли их коллеги – другие бывшие кгб-шники.

«Ты еврей?», - спросил меня мой начальник, человек с внешностью рязанского тракториста.

Приняв моё удивленное замешательство за смущение, успокоительно махнул рукой: «Нечего стесняться… Мы тоже!».

Выяснить, что из себя представляет уникальный подвид «евреи кгб-шники», я так и не успел – уволился через неделю. И попал уже к «евреям обыкновенным».

В общем виде работа у них мало отличалась от того, что я встречал у русского, татарина и шведа. Но вот отношение! Все частые компании были в той или иной степени семейно-свойскими. С принятыми в штат женами, одноклассниками, братьями друзей и детьми от первых браков. В них я был, понятно, чужим.

А евреи относились ко мне как к родственнику. Только, знаете, - как к бедному родственнику. «Что стоишь как бедный родственник?» - поговорка считается русской народной, но я почему-то уверен в её именно еврейском происхождении.

Еврейский хозяин и его двоюродный брат на должности заместителя всячески давали понять, что приняв на работу, меня облагодетельствовали. И взяли, якобы, именно потому, что я еврей. «Мы его, можно сказать, на помойке нашли, отмыли…», - вот буквально эту фразу Кота Матроскина адресованную Шарику озвучивали и в отношении меня. Забыв, впрочем, что нашли коммерческого директора отнюдь не по знакомству, а заплатив за подбор специалиста рекрутинговому агентству.

Для этих я уже был не диковиной игрушкой «еврей-коммерсант», а просто бедный родственник. Мол, они и сами умные, хитрые и вообще не понимают, зачем им ещё один такой же.

Скорее всего, мне с этой последней лавкой просто не повезло. Но факт остаётся фактом.

Позже у меня был личный кризис - я долго искал работу. Хоть бы кто-то из знакомых евреев взял меня «на кормление» - понятно, что такое существует лишь в фантазиях антисемитов.

Но тут от тоски я и сам решил поэкспериментировать. А вдруг и правда есть некий еврейский собес, где еврея облагодетельствуют просто по факту национальности. И позвонил в синагогу:

- Скажите, у вас есть какая-нибудь работа?

- Вы еврей?

- Да.

- Работы нет…

Понятно, что насчёт еврейства они поинтересовались автоматически. Но ощущение было как у Мишки Шифмана в песне Высоцкого, которого даже в Израиль не пустили «из-за пятой графы».

Подписаться на мой тг-канал: https://t.me/alexboyr1

Ещё от этого автора: Как советские студенты ходили на обрезание