Друзья, недавно "Педсовет" поговорил со мной про то, как прокачивать мозг и про связь когнитивки и педагогики. У издания были такие вопросы:
- можно ли развить мозг без книг?
- раньше никто так не задумывался о прокачке мозга, а мы как-то выросли, так ли это?
- с любопытством рождаются?
- есть ли потолок развития?
- можно ли дать ребёнку многое без платных "развивашек"?
Мои размышления и данные исследований на эту тему в интервью по ссылке. Но там не очень внятно передана моя мысль по первому вопросу. Хочется поделиться этим детальнее.
В интервью на примере "Софьи Петровны" Чуковской я показала, что, к сожалению, тезис о том, что нужно много читать, не всегда правдив. Да, нужно. Но! Вопрос, что читать. Довольно часто люди оказываются без доступа к качественной книге только потому, что кто-то так решил, при этом идеология упорно заставляет читать что-то, без чего точно можно обойтись, а порой и что-то откровенно вредное.
"Софья Петровна" почти неизвестна среднестатистическому россиянину. Про Лидию Чуковскую даже каждый второй интеллигент (это не исследованная цифра, а мой чисто эмпирический расчет) знает лишь, что она была дочкой великого Корнея Ивановича. Сама Лидия Корнеевна, как писатель, была абсолютно лишена своего читателя, как сейчас бы сказали, её закэнсэлили. Только благодаря самиздату и редким изданиям заграницей увидели свет её произведения, открытые письма и дневники. И, конечно, был недолгий период, когда успели в России издать "Софью Петровну".
Всего два значимых произведения были написаны про 37-й год именно тогда же внутри России, это "Софья Петровна" и "Реквием" Ахматовой. Что-то писалось намного позже, типа "Детей Арбата", кто-то писал не в России, например, Солженицын. Но вот все 3 условия: 1) про то время, 2) в то время, 3) внутри страны - известно всего 2 произведения, имеющих к тому же неоспоримую художественную ценность. В этом значимость "Софьи Петровны". Знают ли о ней? Как я уже сказала, очень немногие. Это к тому, что есть великие книги, которые просто обязательно знать каждому, чтобы больше не повторить, но их не знают. Ведь "Софья Петровна" - она даже не про ужасы преступной, расчеловеченной власти, она про людей, про простых людей, которые, гонимые страхом и инстинктом самосохранения, идут на предательство (Софья Петровна отказывается от собственного ни в чём неповинного сына, потому что «просто так не посадят» и «они лучше знают»). Книга про каждого из нас, про обычных граждан, про то, как и откуда берутся миллионы доносов, этим она и страшна, эта книга. Её и не издавали именно по этой причине. Про разоблачение культа личности уже можно было говорить, а признаться, что каждый из нас может оказаться вот таким трусливым предателем родного человека, на это не шли даже в самое оттепельное время. Так вот, я убеждена, что это должен прочесть каждый, что "Софья Петровна" должна быть в школьной программе. Но её нет, Чуковской тоже нет. "Софья Петровна" стоит сотни других книг. А может, и тысячи. Вот и простая арифметика. Важно, не сколько читать, а что читать. А зачастую то самое, что нужно читать, просто скрыто от взгляда обычного человека.
Кстати, я рекомендую обязательно найти любыми способами не только "Софью Петровну", но ещё и «Спуск под воду», а также сборник её писем и дневников. Особый интерес представляет "Процесс исключения", где Чуковская с документальной точностью описывает, как происходили процессы отмены (того самого кэнсэлинга) Сахарова, Войновича, Солженицына, а потом буквально в хронике про процесс исключения её самой из Литфонда и Союза Писателей за то, что вставала на открытую защиту этих людей, а в особенности Пастернака. А ещё за то, что, когда ей заказывали писать о ком-то мемуары или биографию, она отказывалась писать просто «а потом он безвременно ушёл» про человека, которого на самом деле сгноили в лагере или свели с ума в психбольнице. Ей говорили: «Лидия Корнеевна, ну зачем вспоминать плохое прошлое, надо жить дальше, зачем об этом говорить?» Несколько лет после разоблачительного ХХ съезда 1956 года говорить об этом было можно, а после 1962 года снова решили не усердствовать, постараться забыть, что было, то было. Чуковская с этим не согласилась. Воистину главной проблемой человечества является то, что оно не учится на собственных ошибках. В «Процессе исключения» описаны совершенно позорные заседания, чудовищная ложь, обвинения, не имеющие ничего общего с реальностью, травля от коллег по цеху. Там даже был такой комичный эпизод, когда решили из всех вообще книг, где упоминалась Лидия Корнеевна, вырезать это. Например, мемуары о Корнее Чуковском, там есть фраза "В этот момент в комнату зашла Лидочка" (описан эпизод, когда она ещё была ребёнком), и вот эту фразу тоже надо было вырезать. Лидии Корнеевны нет и Лидочки никогда не было. Понятно, что это абсурд, и в каких-то книгах она осталась. Но в целом постарались на славу. Кто знаком с творчеством Лидии Корнеевны? ... Ответ очевиден.
И вот это обязательно нужно читать. А многое другое - совершенно не обязательно. Книга книге рознь.
Да, ну и ещё я упомянула в интервью, что цифровой контент тоже очень полезен. Поясню. Про "Софью Петровну" я, например, узнала из интернета (YouTube лекция), дальше штудировала всё, что про Чуковскую известно, тоже в интернете, б/у книги её искала в онлайн-агрегаторе букинистическом. Свой путь к ценнейшему 2-томнику я проложила через цифровой контент. А дальше, благодаря Чуковской, я открыла для себя еще целый мир, например Герцена, которого мы проходили в школе, очень поверхностно. Я перечитала его «Былое и думы». А ведь именно он сказал: «Немота поддерживает деспотизм; то, что не осмеливаешься высказать, нужно считать лишь наполовину существующим». Именно на эту мысль ссылалась Лидия Корнеевна, когда настаивала на том, что о болезненном прошлом надо говорить, его надо переработать, отболеть и признать. Чтобы не повторять (об этом же у Эппле в «Неудобном прошлом»). Именно поэтому я продолжаю говорить о травмирующих историях травли. Чем больше говорим об этом, тем больше перевариваем, тем больше шансов, что травли будет меньше. Вот так по ниточке можно добраться от цифрового контента (как будто бы низкого) до кладезя великих мыслей (в книгах).
Вот и ответ на вопрос: "Можно ли прокачать без книги мозг?" Не все книги одинаково полезны. Некоторые ценнейшие книги вообще неизвестны массовому читателю. Цифровой контент может помочь на пути к поиску ценного знания и привести ищущего человека к качественной книге.
Кстати, большая удача. В этом году сразу два смелых издательства переиздали «Софью Петровну». Ещё пару лет назад я искала свой 2-томник в бумаге по всем букинистам и в итоге нашла в Саратове у пьющего человека, который распродавал библиотеку родителей. Спешите купить. Книгу не переиздавали очень долго.
Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.
Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.