Медный ангел. СССР, 1984. Режиссер Вениамин Дорман. Сценарист Исай Кузнецов. Актеры: Анатолий Кузнецов, Ирина Шевчук, Валентин Смирнитский, Леонид Ярмольник, Леонид Куравлёв, Александр Филиппенко, Николай Ерёменко, Александр Яковлев, Лия Ахеджакова, Арчил Гомиашвили, Вадим Захарченко, Ростислав Янковский и др. 22,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Вениамин Дорман (1927–1988) за свою карьеру поставил 19 полнометражных игровых фильмов разных жанров, многие из которых («Девичья весна», «Штрафной удар», «Легкая жизнь», «Ошибка резидента», «Судьба резидента», «Возвращение резидента», «Земля, до востребования», «Пропавшая экспедиция», «Золотая речка», «Ночное происшествие», «Похищение Савойи», «Медный ангел») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.
«Медный ангел» – «идеологически выдержанный» остросюжетный фильм Вениамина Дормана рассказывает, как некой латиноамериканской стране группа ученых (их, разумеется, возглавляет советский гражданин) борется с террористами и наркоторговцами.
Но «вот парадокс, – писал о «Медном ангеле» кинокритик В. Вишняков, – острая, нешуточная ситуация, в которой оказались Курмаев, Громова и их друзья, казалось бы, специально предназначена для того, чтобы ярче, полнее раскрыть их образы. Этого, однако, не произошло, герои выглядят порой лишь пассивными участниками происходящего» (Вишняков, 1984).
Однако среди зрителей XXI века у «Медного ангела» есть свои почитатели:
«Отличный советский боевик с политической подоплёкой. Хорошие актёры, предельно быстрый темп развития сюжета, погони и перестрелки – от экрана нельзя оторваться. Сколько раз уже смотрел и не жалею» (Илья).
«Замечательный приключенческий фильм мастера этого жанра Вениамина Дормана. В картине продемонстрировано несколько актуальных тем, не потерявших своей важности и по сей день» (А. Гребенкин).
Киновед Александр Федоров
Чёрный капитан. СССР, 1974. Режиссер Олег Ленциус. Сценаристы: Олег Ленциус, Юрий Лукин, Владислав Степанов. Актеры: Александр Голобородько, Ирина Борисова, Лесь Сердюк, Евгений Гвоздёв, Юозас Будрайтис и др. 21,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Олег Ленциус (1921–1998) поставил шесть фильмов, два из которых («Где 042?» и «Черный капитан») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Действие «Черного капитана» разворачивается в разгар гражданской войны – в 1919 году.
Кинокритик Аркадий Асаркан (1930–2004), на мой взгляд, весьма резонно писал в «Советском экране», что «Черный капитан» – «фильм чистых приключений. Вовремя прискакать, вовремя ускакать, эффектным выстрелом выбить бокал из рук, еще переодеться и обвести вокруг пальца врагов, а попавшись в плен, остаться невредимым – вот все, что требуется. Но только таких фильмов мы видели много, и каждый из них должен хотя бы эту технику совершенствовать сравнительно с предыдущими, а вот этого–то в «Черном капитане» и нет. … Предполагается, что фильмы с приключениями делают сторонники «приключенческого жанра». Этот же фильм делали как будто противники: настолько приблизительны, неизобретательны, скучны здесь сюжетные повороты и трюки. Нельзя объяснить это тем, что «на самом деле» их занимал реалистический показ событий или, скажем, идейное развенчание бунтаря–одиночки – нельзя потому, что с реалистическим показом и развенчанием дело обстоит еще хуже, чем с трюками» (Асаркан, 1974: 5).
Однако некоторые зрители XXI века не согласны с мнением Аркадия Асаркана: «Шедевр военно–приключенческого жанра. В «Черном капитане» все в меру дозировано: добротный сценарий, крепкая фабула, художественно эффектные дубль–ситуации: с простреленным бокалом шампанского на старте и финише... Ну, и отличные исполнители. … И метраж не куц, а полноценен – почти полтора часа забойного действа. Короче говоря, посмотрел с удовольствием» (В. Плотников).
«Фильм - просто прелесть! Быстро приняв его авнтюрно-приключенческий жанр (а это мой любимый жанр в кино), начала получать от фильма огромное удовольствие!» (Элль).
Киновед Александр Федоров
Берём всё на себя. СССР, 1981. Режиссер и сценарист Евгений Шерстобитов (по повести Б.Воробьева "Прибой у Котомари"). Актеры: Владимир Никитин, Георгий Дворников, Александр Кирилин, Александр Чернявский и др. 21,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Евгений Шерстобитов (1928–2008) поставил 19 полнометражных игровых фильмов, по большей части «идеологически выдержанных» и рассчитанных на детскую аудиторию, но только трем из них («Поцелуй Чаниты», «Тачанка с юга» и «Берем все на себя») удалось войти в тысячу самых кассовых советских кинолент.
В основу сценария военного боевика «Берём всё на себя» Е. Шерстобитов положил повесть Б. Воробьева "Прибой у Котомари", действие которой происходит в осенью 1945 года в районе Курил, и советские бойцы уничтожают там японский танкер. Евгению Шерстобитову снимать боевик про войну с Японией, видимо, не захотелось, и он лихо превратил японцев в немцев, а действие перенес на более ранний военный период.
Советская кинопресса ленту «Берём всё на себя» практически проигнорировала, но в прокате 1981 года он прошел неплохо, собрав свыше двадцати млн. зрителей.
Мнения сегодняшней аудитории по поводу этой картины существенно разнятся:
«За»: «Мало сейчас ставят хороших фильмов о Великой Отечественной Войне. А этот фильм можно прямо назвать шедевром» (М. Савельев).
«Против»: «Фильм запомнился еще с 1980–х как окологероическая кинохалтурка, анекдот на военную тему (не подумайте, что кощунствую над реальными Героями – я только про создателей фильма). … В общем, фильм вышел довольно забавный, больше походящий на пародию, чем на отражение реального подвига» (Юрий).
«Вполне примитивный фильм. Тут, даже – ляпы нельзя назвать "ляпами", а скорее недосмотром и пофигизмом режиссёра, типа – "так сойдёт". Почему–то, в фильме, все часовые – ленивые и бестолковые придурочные разгильдяи. … У советских диверсантов (как всегда), автоматы и пистолеты стоят в режиме "бесконечность". То есть – палить можно сколько угодно! Патроны – не кончаются! Залезающие на борт корабля диверсанты, не издают не единого шороха (!). Ни единого! При чём, безбожно бряцая по палубе автоматами! :))) Вот она – великая сила киноискусства! Где надо – звук прибавим, где не надо – уберём! … Вполне себе детское кино, для школьников. В отроческие годы – смотрел не без удовольствия. Сейчас – глаз, просто режет, вся лубочность постановки» (Житель).
Киновед Александр Федоров