Ракеты не должны взлететь. СССР, 1965. Режиссеры: Алексей Швачко, Антон Тимонишин. Сценаристы: Павел Загребельный, Николай Фигуровский. Актеры: Евгений Гвоздёв, Глеб Стриженов, Вия Артмане, Лев Поляков, Юрий Волков, Всеволод Сафонов и др. 20,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Алексей Швачко (1901–1988) поставил 11 фильмов, четыре из которых («Вдали от Родины», «Ракеты не должны взлететь, «Разведчики» и «Нина») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.
Жизнь режиссера Антона Тимонишина (1921–1969) оказалась, увы, короткой, и он успел поставить только три полнометражных фильма, но все они – «Ракеты не должны взлететь», «Их знали только в лицо» и «Эксперимент доктора Абста» вошли в тысячу самых кассовых советских лент). Все эти картины объединяла военная тема.
…Германия, 1944 год. Сбежав из нацистского плена Михаил вместе с группой других беглецов разных национальностей организует небольшой партизанский отряд, который в итоге взрывает центр запуска ракет «Фау-2»…
Советская пресса встретила эту остросюжетную ленту в целом отрицательно.
К примеру, кинокритик К. Щербаков писал так: «Война – не увеселительная прогулка… Я допускаю, что фильм может легко и приятно пощекотать нервы не слишком требовательным к искусству и к себе людям, составить предмет их вечерней беседы за чаем после сеанса. Не хочется думать, что именно такие зрители и такая реакция имелись в виду, когда создавалась картина «Ракеты не должны взлететь». Но если намерения и были наилучшими – есть объективный результат, а он неутешителен» (Щербаков, 1965: 23).
Мнения сегодняшних зрителей об этом фильме отличаются довольно часто:
«Смотрел этот фильм в 60-е годы, помню, как увлекательное приключенческое зрелище. … Фильм скорее напоминает американские военно-приключенческие фильмы «Пушки острова Наварон» или «Грязная дюжина», а особенно югославские военно-приключенческие фильмы, которые в те годы у нас довольно часто показывали» (Б. Нежданов).
«В детстве смотрел это с широко открытым ртом. Но довольно рано понял, что рот надо закрыть. Чушь, конечно. Сценаристам надо был переориентировать героев на уничтожение ставки Гитлера» (Белогорец).
Киновед Александр Федоров
Капкан для шакалов. СССР, 1986. Режиссер Мукадас Махмудов. Сценарист Владимир Акимов. Актеры: Нурулло Абдуллаев, Андрей Подошьян, Юнус Юсупов, Алла Рензяева, Вадим Михеенко и др. 20,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Мукадас Махмудов (1926–1991) поставил 13 фильмов, в основном – развлекательных жанров, но только два из них («Белый рояль» и «Капкан для шакалов») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.
«Капкан для шакалов» очень неплохо прошел в «перестроечном» прокате 1986 года.
Фархад Агамалиев в «Спутнике кинозрителя» похвалил этот детектив за остросюжетность, сцены погонь и схваток (Агамалиев, 1986: 6).
У этого фильма есть свои поклонники и сегодня:
«Шикарнейший боевик! Сцена нападения на караван с сокровищами и боя на перевале – грандиознейшая! А погони по горным дорогам – ухх... Не оторваться от экрана. И – что редкость для боевиков – неплохо прописана детективная составляющая сюжета» (Ленинградец).
Да, были в СССР времена, когда ленты студии «Таджикфильм» пользовались успехом у многомиллионной аудитории…
Киновед Александр Федоров
Седьмая пуля. СССР, 1973. Режиссер Али Хамраев. Сценаристы Андрей Кончаловский, Фридрих Горенштейн. Актеры: Суйменкул Чокморов, Дилором Камбарова, Хамза Умаров, Нурмухан Жантурин, Талгат Нигматулин, Болот Бейшеналиев и др. 22,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Али Хамраев поставил 20 полнометражных фильмов, из которых только «Седьмая пуля» и комедия «Любит – не любит?..» (1964) вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
В год выхода на экраны истерна из времен 1920–х «Седьмая пуля» кинокритик Константин Щербаков писал, что «предчувствие высокого профессионализма, которое родилось еще при знакомстве с именами создателей ленты,— это предчувствие не обмануло. Достоинством профессионализма отмечены в фильме детали, частности и общее, главное. А самое главное, самое важное в приключенческом фильме, в вестерне — это, конечно, герой. К нему стягиваются нити, ради него все затеяно, его неудача или удача определяют конечный итог ленты. Здесь я перехожу к работе С. Чокморова. Поразительный все–таки артист, счастливая находка нашего кинематографа. Артист, за самой, казалось бы, обыденной внешностью которого — ненатужная, непоказная внутренняя значительность. Клокочущий темперамент спрятан, скрыт. Герой может безмятежно улыбаться, а под безмятежностью этой — нервное напряжение высшего накала. Движения медленные, будто бы даже расслабленные, но в них — готовность к прыжку, удару, молниеносному действию. И еще одно существеннейшее актерское свойство Чокморова — он умеет играть людей убежденных. Причем убежденных твердо, выношено, без фанатизма и истерической взвинченности. Герой Чокморова — для столкновений резких, быстрых, предельных, когда все решают секунды, и нейтральных решений быть не может. Актер, незаменимый для фильмов, подобных «Седьмой пуле» (Щербаков, 1973: 74–75).
Правда, далее К. Щербаков отметил, что, с его точки зрения, «пристального внимания к нравственному миру тех людей порой не хватает авторам «Седьмой пули». Профессионализм их временами оказывается холодноват, и тогда становится заметной попытка возместить недостаточную углубленность в мысли и чувства героя, в самую природу его конфликта с отрядом решениями чисто внешними, хотя и идеально соответствующими законам жанра» (Щербаков, 1973: 75).
Уже в постсоветские времена С. Кудрявцев справедливо обращал внимание читателей, что «острые морально–этические и социальные вопросы давно минувшей эпохи разрешаются в "Седьмой пуле" уже с лихостью и бесшабашностью, что и должно присутствовать в удалом боевике. В некоторых сценах толково снятых погонь и перестрелок легко увидеть благотворное влияние американских образцов жанра – "Дилижанса" и "Великолепной семёрки"» (Кудрявцев, 2007).
Разумеется, сегодня картина «Седьмая пуля» смотрится нами совсем в ином идеологическом контексте, но это ничуть не отменяет профессионализма ее авторов.
Отзывы современных зрителей о «Седьмой пуле» в целом позитивны, хотя и расходятся по политическим взглядам:
«Очень хорошая картина о поработителях своего народа басмачах и о трудной борьбе за свою независимость от них простых людей. По всем повадкам своим курбаши напоминает садиста и кровососа. Видно, как он обращается со своими единоверцами: они должны ему целовать сапоги, а он может всё и всех купить за деньги. И ещё должны бояться и слушаться. Мудрый народ сбросил цепи рабства и изгнал этих проклятых дармоедов со своей земли» (Камо).
«Замечательный фильм. На мой взгляд, авторы заложили антисоветский заряд. Курбаши выглядит человечнее национал–предателя красного командира. Герой Чокморова убивает в спину курбаши, в момент, когда тот просит жену родить ему сына, воина... Вообще, на протяжении всей истории узбекского кино, басмачи выглядели почему то, симпатичнее красных. … Замечательная игра всех актеров!» (А. Тувган).
«Хороший фильм. Он никак не хуже фильма «Белое солнце пустыни». … Очень хорошая игра актеров. Фильм смотрится на одном дыхании от начала и до конца» (Р. Горнштейн).
«Всегда проголосую за фильм из моего детства. Тогда много выходило фильмов про басмачей, и я обожала их. Мне нравились красавцы–джигиты (я тогда актёров по фамилиям не знала), трюки, которые они проделывали на лошадях, романтика сюжета. И согласна, басмачи, вроде враги, а вызывали симпатию» (Р. Дэвид).
Киновед Александр Федоров