Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Найти и обезвредить" (СССР, 1983), "Встреча у старой мечети" (СССР, 1970) и "Секретарь райкома" (СССР, 1942): мнения

Найти и обезвредить. СССР, 1983. Режиссер Георгий Кузнецов. Сценарист Геннадий Бокарев. Актеры: Борис Невзоров, Андрей Градов, Александр Воеводин, Ирина Шмелёва, Нина Русланова, Анатолий Рудаков, Михаил Жигалов и др. 24,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Георгий Кузнецов (1945–2005) поставил 11 фильмов и сериалов, из которых только боевику «Найти и обезвредить» удалось войти в тысячу самых популярных советских кинолент.

Бандиты в тайге убили кассира и похитили кучу денег. Милиция начинает розыск…

В рецензии, опубликованной в год выхода фильма «Найти и обезвредить» в прокат в журнале «Советский экран», отдавалось должное остросюжетности ленты, но выражалась и досада на то, что авторы фильма слишком много внимания уделили бандиту, вместо того, чтобы подробнее «более обстоятельно» раскрыть характеры положительных персонажей (Скорин, 1983: 7–9).

Мнения зрителей XXI века о боевике «Найти и обезвредить» в основном положительные:

«Фильм стоит посмотреть. Замечательно играют все актеры. Фильм о настоящей дружбе, о лучших качествах человека, о том, что люди не остаются безразличными к случившейся беде» (Светлана).

«Лучший советский боевик начала 80–х годов 20–го века. … Мы, в те года юные пионеры, очень хотели походить на положительных героев этого фильма» (Михаил).

«Невозможно передать словами то щемящее чувство ностальгии, которое испытываешь при просмотре таких замечательных фильмов как "Найти и обезвредить". И как чертовски сильно отличаются они от современных криминальных боевиков – полных ужасов, мерзостей, кровищи. Отличаются именно какой–то родной нашей российской задушевностью и добротой. Тут даже главари бандитов невероятно обаятельны и им где–то даже сочувствуешь, хотя и понимаешь, конечно, что они на самом деле убийцы. … Наверное такое же эстетическое удовольствие испытываешь, увидев вольного матерого волка – животное очень красивое, но хищное и страшное, извечно гонимое и преследуемое людьми. В остальном отмечу тонкий замечательный юмор, которым пронизаны эти фильмы. Фигуры людей, вступивших в единоборство с преступниками, овеяны благородством и внутренней душевной чистотой. Захватывающий, напряженный сюжет. Дух приключений, так волшебно пленяющий зрителя, уводящий его от серых повседневных будней. И все это под чудесную музыку Артемьева и Лебедева! Настоящее талантливое кино. Спасибо большое создателям!» (М. Лисичкин).

«Фильм достаточно крепкий, профессионально сделанный, но без изюминки. Многие сюжетные повороты угадываются заранее. Советские фильмы "в жанре экшн" бывали и покруче» (Гена).

Киновед Александр Федоров

-2

Встреча у старой мечети. СССР, 1970. Режиссер Сухбат Хамидов. Сценарист Олег Осетинский. Актеры: Ходжадурды Нарлиев, Роман Хомятов, Александра Завьялова, Расми Джабраилов, Людмила Хмельницкая и др. 24,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Сухбат Хамидов (1939–1997) поставил четыре полнометражных игровых фильма, одному из которых – истерну «Встреча у старой мечети» – удалось войти в тысячу самых популярных советских кинолент.

Сегодня этот фильм про «хороших красных» и «басмачей» зрители почти не помнят, но все равно у него есть одинокие поклонники:

«Шикарный приключенческий фильм. Сочетание детектива и вестерна» (Белогорец).

«Фильм нравился в раннем детстве. Но это и неудивительно: для того возраста такие праведные стрелялки во имя гегемонии гегемона нашим поколением проглатывались на ура» (Юрий).

Киновед Александр Федоров

-3

Секретарь райкома. СССР, 1942. Режиссер Иван Пырьев. Сценарист Иосиф Прут. Актеры: Василий Ванин, Михаил Астангов, Марина Ладынина, Михаил Жаров, Михаил Кузнецов и др. 24,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Иван Пырьев (1901–1968) поставил 18 полнометражных игровых фильмов, 15 из которых («Богатая невеста», «Партийный билет», «Трактористы», «Любимая девушка», «Свинарка и пастух», «Секретарь райкома», «В шесть часов вечера после войны», «Сказание о земле Сибирской», «Кубанские казаки», «Испытание верности», «Идиот», «Белые ночи», «Наш общий друг», «Свет далекой звезды», «Братья Карамазовы») вошли в тысячу самых кассовых советских лент.

Этот фильм И. Пырьева вышел на экраны во время войны, и был в целом тепло оценен тогдашней прессой.

К примеру, в газете «Литература и искусство» утверждалось, что «слаженность актерского ансамбля, художника, оператора в боль­шой мере обеспечила стилистическое единство постановки. «Секре­тарь райкома», бесспорно, наиболее зрелое произведение Пырьева» (Евсеев, 1942). Вместе с тем далее отмечалось, что, «добиваясь сюжетной увлекательности, авторы иногда впадают в другую крайность: кое-где стремление поразить зрителя острым фабульным ходом становится для них самоцелью и отодви­гает на второй план другое, более важное. Сюжет фильма не нуж­дался в дополнительных «обострениях» стертыми приемами аван­тюрно-приключенческой ленты. Авторы явно сами недооценили вну­треннюю драматическую силу избранного ими материала. Зрителя волнует суровая романтика партизанского походного быта, увлекает величие характеров народных мстителей, идущих на подвиг во имя родины, гораздо больше, чем нехитрая приключенческая интрига» (Евсеев, 1942).

Уже после окончания Великой Отечественной войны министр кинематографии СССР И. Большаков (1902–1980) писал о «Секретаре райкома» так: «В фильме сказалась прекрасная режиссерская работа И. Пырьева, который показал себя темпераментным и вдохновенным художником, хорошо понимающим лучшие черты характера русских людей, проявившиеся в борьбе за Родину. С большим блеском исполнили свои роли артисты: В. Ванин, М. Жаров, М. Астангов. Артист В. Ванин … правдиво и тонко создал образ секретаря райкома большевистской партии, центральный образ фильма. Перед нами волевой, умный, беспредельно преданный своей Родине, своему народу большевистский руководитель масс, который с большим умением и тактом в дни войны руководит боевыми операциями. Артист М. Жаров создал убедительный и содержательный образ русского патриота, который не щадит своей жизни во имя победы над коварным и лютым врагом» (Большаков, 1950: 49).

Аналогичного мнения об этой работе И. Пырьева придерживался и киновед Александр Грошев (1905–1973), подчеркивая, что «в этом фильме показываются истоки партизанского движения, раскрывается роль большевистской партии как организатора и вдохновителя народной войны. Центральный герой картины секретарь райкома Кочет предстает перед зрителями вполне сформировавшимся партийным руководителем, стойким и мужественным большевиком. Он ясен и последователен в своих решениях и поступках, действует уверенно и целеустремленно. Огромная воля и стойкость, упорство и решительность в борьбе с врагом являются определяющими чертами его характера. … Приключенческая форма сюжета была умело использована постановщиком фильма для показа самого главного и самого существенного: высоких моральных качеств советских людей, раскрывшихся в суровой партизанской борьбе» (Грошев, 1952: 166–167).

Однако уже в 1969 году авторы «Краткой истории советского кино» писали о том, что «фильм «Секретарь райкома» не лишен серьезных недостатков. Они относятся прежде всего к его сценарной основе и сказываются в стремлении сценариста И. Прута к внешним эффектам и мелодраматическим ситуациям. Неровный – и по мастерству и по степени проникновения в материал – была также и игра некоторых актеров» (Грошев и др., 1969: 314).

Сегодня «Секретарь райкома» смотрится зрителями как кинотекст своего времени:

«По–моему – агитка. Неплохая, конечно, но и не шедевр советского кино. Налицо все приемы среднего голливудского боевика: неуязвимый главный герой; гротескные враги, десятками падающие замертво; хитроумный главзлодей, коварством захватывающий героя и как все шаблонные голливудские злодеи сначала откровенничающий с героем, а потом тупо упускающий его. Я не ругаю Пырьева, был 1942 год, страна висела на волоске, тут не до изысков, тут все должно быть просто и понятно… Пырьев сделал то что должен был сделать – агитку (понятный и яркий призыв к борьбе)» (Духазил).

«Едка сатира, настоящая агитка, немного любви, героизм... Смотрела взахлеб! Особенно взял за душу кадр из начала фильма, когда показывают красивых героев на фоне пылающей страны и идет клятва защищать Родину до последней капли крови. Очень вдохновляюще. Я буквально увидела зрителей, сидящих в зале в 1942 году, которые смотрели на него. Я буквально почувствовала, как в их душе поднимается жажда уничтожения фашистов. А потом еще этот главарь фашистов с его усищами... И вообще такие хиленькие, слабенькие фашисты, они точно вызывали же у наших чувство – Да мы их победим в два счета! Счас соберемся и наваляем! Очень агитационно. 100 из 100 баллов!» (Кадеточка).

Киновед Александр Федоров