Найти тему

За десять лет ребенок не приобрел ни одного навыка

9,9K прочитали

В нашем спецучреждении для детей с особенностями развития, несмотря на произошедшие за последний год реформы в режиме работы сотрудников, перемену общего настроения и привыканию к работе новой метлы, метущей по-новому, жизнь наших воспитанников и их родителей внутри учреждения течет в прежнем режиме.

Ребята из разных городов и поселков нашей области вместе с сопровождающими лицами (мамой, папой или бабушкой или еще каким-либо родственником или опекуном) приезжают раз в полгода, живут у нас по три недели и получают за это время все-все услуги, прописанные в их индивидуальных программах, составленных сотрудниками их социальных служб по месту жительства.

Полный пансион, социальные и медицинские услуги реабилитационного характера, занятия и консультации со специалистами (которые раньше назывались педагогами), досуговые кружки и культ-массовые мероприятия - всё есть, как и 10, и 20 лет назад. Хотя, насчет 20 - не знаю, меня еще там не было, но 10 - это полная правда.

Маленький Тёма

И был в те далекие времена у нас мальчик Тёма. Тяжелый мальчик четырех лет, с очень-очень сильной (грубой) задержкой психоречевого развития. Да, тогда ему специалисты-медики ставили именно ЗПРР. Конечно, многие педагоги, работающие с Тёмой, предполагали наличие у Тёмы еще и иных патологий, но раз написано, то не спорь с жирафом, которому видней.

Он не понимал обращенной речи, естественно, не разговаривал, простых просьб не выполнял (поднять руку, топнуть ножкой, подать ложку). Если брал в руки предмет, то абсолютно не понимал, что с ним нужно делать.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Помню, я тогда сидела на первичном приеме и наблюдала (типа набиралась опыта). Опытный психолог предложила Тёме сесть за столик и порисовать. На столике лежал лист бумаги и стоял стаканчик с цветными карандашами.

Тёма не возражал, сел на стульчик, даже улыбнулся. Но рисовать не стал. Оторвал у листа кусочек, скомкал и положил в рот. Взял в руки по карандашу и стал мотать ими как маракасами. При этом лицо выглядело абсолютно спокойным и счастливым.

Но надо отдать должное Тёме, при всей своей "тяжести", он был очень милым и мирным. Даже когда все вокруг носились, прыгали, кричали и "ходили на ушах", Тёма оставался спокойным и невозмутимым и никогда не устраивал "сцен" ни педагогам, ни своей маме.

Маленький Тёма на занятиях

На занятиях он, конечно же, не проявлял себя никак. Не то чтобы он не хотел заниматься или делал что-то плохо. Нет, он просто не понимал, "чего ж из-под него вообще хотят". Смотрел на педагогов как на пятно на стене и молчал. Или иногда мычал. И иногда улыбался. Просто смотрел куда-нибудь (не на реквизит для занятия) и то и дело поднимал уголки губ.

На "подвижных" занятиях Тёма тоже не активничал. Обычно мама брала его на руки и все делала сама (танцевала, играла на шумовых инструментах, бегала эстафеты). А на физкультуре сама поднимала ему ручки-ножки и крепко держала на тренажерах.

Затерялись на долгие годы

Так бывает. Тёма с того раза приезжал еще раза три, а потом - перестал...

А тут буквально неделю назад приехала новая смена ребят. Вижу: знакомая фамилия в списке. Точно, что знакомая, ведь не Иванов-Петров-Сидоров, а довольно редкая для нашей местности.

Божечки... Тёма, тот самый малыш в салатовой кофточке и со светленькой челочкой? Нет, не малыш, а здоровенный парень, почти дяденька, даже с реденькими усиками. И мама - та же самая, только морщин чуть больше, фигура чуть плотнее и стрижка короче.

Мама в красках рассказывает, как они живут, чем занимаются. Оказалось, что все эти годы мама возила Тёму по различным модным клиникам, курортам-санаториям, реабилитационным центрам и лагерям (не только в нашей стране), монастырям и даже бабушкам. Каждые полгода у Тёмы то и дело были новые путешествия и приключения. И мама ждала и верила, что "вот-вот, когда-нибудь это чудо случится, не зря же мы везде-везде уже побывали".

Большой Тёма

Сидит Тёма на приёме, уже на большом стуле и за большим столом. Психолог - тоже уже другой - молодая девушка Лена. На столе - не карандаши, а красивый деревянный лабиринт с шариками. И психолог предлагает Тёме поиграть в лабиринт, показывает, как и куда нужно двигать шарик...

А Тёма - берет шарик своей огромной ручищей, нюхает... Потом облизывает, еще и еще раз. Поднимает мокрый шарик над головой. И машет, как маракасом... Смотрит не на лабиринт, а на термометр, висящий на противоположной стене. Чуть заметно улыбается и тихонько мычит.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Как же так?

Кому-то - нормально. Нас в комиссии в этот день было пятеро. И я - одна, кто раньше знал Тёму. Мамочка меня узнала, заулыбалась, даже сама спросила: "А вы помните нас?" И мне так хотелось сказать, что не помню... слишком обескуражена была, ведь за 10 лет (а может все же и больше) - не ожидала, что мальчишка поменяется только внешне.

Большой Тёма на занятиях

На творческих занятиях он всё так же жует бумагу и мотает карандашами, на физкультуре - его придерживают с двух сторон на тренажере мама и специалист по ЛФК, а на музыкотерапии - мама держит огромную руку сына с маракасом и ритмично трясет...Поиграем, поиграем, раз-два-три! Вместе с нами, вместе с нами, раз-два-три... Вместе музыку затеем, раз-два-три... Посмотри, как я умею, раз-два-три...

Раз-два-три...

Ну вот. Закончила так, что сама испугалась этой сцены. Ибо у меня в голове уже не красочный наш кабинетик, а какая-то пустая серая комната с маленьким окном без стекла, и сидящая на холодном полу одинокая женщина безучастно поднимает и опускает руку, тихо и отрешенно напевая: раз-два-три, раз-два-три. Вверх, вниз, вверх, вниз. А грустное эхо мееедленно распыляет по комнате печальную песенку: раз-два-три, раз-два-три...

Простите, занесло.

Давайте лучше на этом сегодня закончим, а то занесет еще больше. Но лишний раз вспомним о том, что ни один модный санаторий не заменит ежедневных систематических занятий дома с ребенком. Но это уже совсем другая история.

Всем большое спасибо за внимание.

Всегда рада тем, кто пришел в гости и тем, кто подписался.