Найти тему
Minsknews.by

Как заметить красные флажки в отношениях и разорвать цикл абьюза, объясняет психолог

Оглавление

Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин ежегодно проводится 25 ноября. Можно ли противостоять агрессору, как его распознать до брака и кто виноват в домашнем абьюзе — об этом корреспондент агентства «Минск-Новости» поговорила с психологом Минского городского центра социального обслуживания семьи и детей Светланой Назаренко.

-2

Фото носит иллюстративный характер, фото Unsplash.com

Жертва или автор?

Светлана Леонидовна, какие поступки партнера изначально должны насторожить, чтобы отказаться от отношений с ним?

-3

И вот это произошло — мужчина первый раз ударил жену. Как ей поступить?

Смотрим, берет ли человек ответственность за свой поступок. Вспоминаю, как на консультации мужчина оправдывался: «Да, поднимаю руку, но это потому, что я Овен по гороскопу». Это очень показательно. У нас в жизни только две позиции: жертвенная либо авторская. Первая — виноваты родители, знак зодиака, город, начальство, а вторая — что я могу сделать в конкретной ситуации.

После первого случая насилия нужно четко проговорить: «Еще раз такое произойдет — я ухожу». Ситуацию нельзя оставить без внимания, замолчать. Если же партнер уверяет: «Сама меня спровоцировала», то это показатель, что и дальше подобное будет повторяться.

Родовой код

— Домашнее насилие — это перенос подобного из семьи родителей?

У меня был клиент, который проявлял насилие в семье. На консультации он признался, что отец связывал ему, пятилетнему, руки и вместе с братом запирал в погребе. Такая программа запоминается, и, когда срабатывает триггер, психика подсказывает, как действовать. Мужчина поднимал руку на своего ребенка — это его ответственность. Но в то же время он делал это подсознательно: боль, когда с ним так поступали, требует выхода, чтобы пережить травмирующий опыт и встроить его в психику. Другое дело, если начинаешь работать над собой, тогда появляется возможность осознанно не доходить до реакции гнева.

Любое столкновение с насилием может оставить след. Так, клиентка рассказывала, что в семье не били, но школьная учительница таскала детей за волосы, причем не ее. Но есть такой феномен: свидетель насилия психикой может восприниматься как участник, особенно если у человека чувствительная нервная система. Потом у женщины был муж, который поднимал на нее руку и таскал за волосы. А из семьи она вынесла установки: не высказывай свое мнение; делай что велено; ты должна; будь правильной и хорошей. Вот и мужа она терпела, ведь эмоции нельзя выражать, считала, что не имела права себя защищать.

Если мужчина в одной семье вел себя агрессивно, будет ли он и в другой вести себя точно так же?

Помню такую историю. Муж избивал и ставил коленями на горох жену. Когда же она покончила жизнь самоубийством, он женился во второй раз. Однажды мужчина ударил новую супругу, но она тут же ответила ему кулаком в нос. По отношению к жене он больше не проявлял агрессии, но бил и ставил на горох своих дочерей. Не забываем про «впаянные» программы из детства. Они никуда не денутся.

-4

Фото носит иллюстративный характер, фото Depositphotos

То есть без специалиста человек не справится?

Родовые убеждения самому изменить практически невозможно, психика глубоко не пустит, чтобы не столкнуться с внутренней болью, возникает сопротивление. Грамотный психолог / психотерапевт пошагово аккуратно проведет по этой дороге, расставит акценты, чтобы переформатировать нейронные связи. Для такой работы нужна готовность. Вначале человек должен осознать, что у него есть проблемы с гневом, и пойти к специалисту. Иначе когда-то триггер сработает, и случится трагедия. Хотя у него есть 3–7 секунд, чтобы не поддаться эмоциям. Поэтому он всегда несет ответственность за свой поступок. Например, начальника даже в уязвленном состоянии ты бить не будешь, но по отношению к партнеру принимаешь такое решение.

Выход есть

— Как работают в центре с жертвами домашнего насилия?

Для начала женщине нужно выговориться, и это уже терапия. Затем психолог расскажет про цикл насилия, его виды, что тоже снимает с клиентки вину, которую ей внушили. Выясняем, есть ли жертве куда уйти в случае угрозы. Если такого места нет, предлагаем кризисную комнату, которая функционирует при центре. Там женщина может находиться вместе с детьми бессрочно, не опасаясь, что агрессор ее найдет: адрес проживания скрыт. Обязательно диагностируем на тревогу и депрессию, если нужно, направляем к психотерапевту. Далее предлагаем индивидуальное консультирование и групповую работу.

— Сколько психика может выдержать абьюзные отношения?

У всех по-разному. Одна женщина 25 лет прожила с мужем-агрессором, а в центр обратилась, только оказавшись на улице. Или, к примеру, жена терпела побои, но, когда муж поднял руку на ребенка, сказала себе: «Стоп». Порой можно услышать, что, мол, сама виновата, раз позволяла с собой так обращаться. Но в таких случаях в мозге тоже пропечатаны родовые программы, когда, например, папа при девочке заживо топил котят или нецензурными словами оскорблял маму. Здесь насилие стало нормой, и другого психика не понимает и боится. Женщина настолько разрушена, что у нее развивается синдром «лягушки в кипятке»: человек живет в неблагоприятных условиях, приспосабливается к ним и ничего не делает, чтобы изменить. Наша задача — показать внутренние опоры, восполнить ресурс. Причем не стоит думать, что агрессор выбирает только «одуванчиков». В абьюз могут попадать и сильные личности, женщины на руководящих должностях. Если углубиться в прошлое жертвы, то увидим, что у нее закрепились установки: любовь надо заслужить; я хорошая за что-то; живи для других. Такие девочки в детстве одобрение получали, например, за хорошую отметку в школе. Когда ей преподносишь идею, что главная ценность для человека — я сам, она отнекивается и называет это эгоизмом. Поэтому в подобных случаях и притягивается агрессор — внутри пустота и недолюбленность. Мы не перепишем свои детские годы, но изменить настоящее и повлиять на будущее в наших силах. Дыру внутри можно попытаться закрыть другими людьми, но это бездна, только мы сами способны себе что-то дать, ресурс внутри нас.

-5

Фото носит иллюстративный характер, фото pexels.com

Достаточно ли нескольких психологических консультаций, чтобы женщина восстановилась?

Мы что-то почистили, продвинулись на шаг, а потом жизнь показывает новую ситуацию. И если идет бурная реакция, ее тоже стоит проработать. Самое главное — увидеть свою ценность: со мной все в порядке, я замечаю свои слабые стороны, но знаю и о сильных, понимаю, как со мной можно поступать, а как нельзя. Когда женщина приобретает внутренние опоры, муж нередко начинает вести себя по-другому. У супруги по этому поводу может быть эйфория, мол, он изменился. Верить такому не стоит. Если не перестроить внутренние программы, рано или поздно будет срыв на нее или детей. Но когда женщина по-настоящему себя прорабатывает, партнер, как правило, либо подтягивается, либо выходит из отношений. Даже если женщина остается с супругом, она знает о внутренних границах, понимает, что такое безопасность, не позволяет разыграться гневу партнера, говоря «Стоп!» в нужный момент.

Круглосуточная кризисная телефонная линия по проблемам семьи и детей — +375 (29) 367-32-32.

Telegram-бот «NETНасилию.BY» для пострадавших от домашнего насилия поможет узнать, как получить психологическую, юридическую и медицинскую помощь, а также временный приют.

Фото из личного архива Светланы Назаренко