Найти в Дзене

Три киносказки последнего времени с национальным колоритом и без афроэльфов

Национальный колорит, по ИИ, т.е. бело-сине-красный. Как положено.
Национальный колорит, по ИИ, т.е. бело-сине-красный. Как положено.

«Школа волшебства» (La Befana vien di notte: Le origini).

Год производства: 2021

Страна: Италия

Режиссёр: Паола Ранди

В главных ролях: Зои Массенти, Моника Беллуччи, Фабио Де Луиджи

Рейтинг на «Кинопоиске»: 5.6

Постер на "Кинопоиске"
Постер на "Кинопоиске"

На мой взгляд, рейтинг сказки занижен. Да, драконов тут нет, повестка тоже как-то не охвачена. Разве что небольшой антиклерикальный перебор. Но главный плюс: это можно смотреть детям. Даже более того: именно детям. Наверное, лет до 14, не старше.

Не знаю, есть ли у этой киносказки фольклорная основа. Сценаристы (один, кстати, даже в эпизоде промелькнул) больше надартаньянены, чем наитальянены. То ли XVII, то ли XVIII век. Ведьм всё ещё сжигают, но в Бога мало кто верит. Историческое фэнтези? Скорее комедия взросления. Пожалуй, это общий для всех трёх сказок жанр.

Героиня (в итальянском названии фильма есть её имя, в русском – нет) проходит путь от профессиональной воровки до ведьмы, приносящей радость детям. «Сам ты Клаус!» – говорит в таких случаях наш Дед Мороз. А для тех, кто не знает: Ла Бефана – популярная у итальянцев альтернатива новогодне-рождественским бородатым дедушкам. Баба Мороз. С автопарком почти как у Филипа Киркорова. Ездит то на осле, то на метле, то на падающей звезде. Смотря сколько кьянти выпьет. Ну, или что там она пьёт.

Кадр из фильма. Вслед за Уэнздей Аддамс Паола, она же Ла Бефана, попыталась завирусить танец. С этим у итальянцев не очень. Лучше б пели. Поёт она, кстати, даже хуже дочки А.Пугачёвой. Бывает. С итальянцами редко. Вот нашли где-то. Может, в Россию приезжала. У нас ведь медведи ого-го! Сразу по ушам, а потом только или в депутатши, или на эстраду. Хотя есть ещё альтернатива - "Давай поженимся". Там, говорят, петь и танцевать тоже принято. А жениться ведьме на самом деле предлагали. Всё-таки уклонилась...
Кадр из фильма. Вслед за Уэнздей Аддамс Паола, она же Ла Бефана, попыталась завирусить танец. С этим у итальянцев не очень. Лучше б пели. Поёт она, кстати, даже хуже дочки А.Пугачёвой. Бывает. С итальянцами редко. Вот нашли где-то. Может, в Россию приезжала. У нас ведь медведи ого-го! Сразу по ушам, а потом только или в депутатши, или на эстраду. Хотя есть ещё альтернатива - "Давай поженимся". Там, говорят, петь и танцевать тоже принято. А жениться ведьме на самом деле предлагали. Всё-таки уклонилась...

С Ла Бефаной всё понятно: личность тёмная, но радость доставляет. Второй по значимости женский персонаж – забывчивая Дамблдорша по имени Долорес. Провалы в памяти, словесный понос на французском и патронташ с волшебными порошками – её визитная карточка. Играет её сама Моника Белуччи. По-прежнему шикарная: возраст ей не помеха.

Кадр из фильма. Да, были роли раньше! Есть что вспомнить. Но и сейчас ещё ничего. Есть порох в пороховницах. Красный, кажется, усыпляет. Или в поросят превращает?
Кадр из фильма. Да, были роли раньше! Есть что вспомнить. Но и сейчас ещё ничего. Есть порох в пороховницах. Красный, кажется, усыпляет. Или в поросят превращает?

Фабио Де Луиджи играет самого интересного персонажа – главного антагониста. Наверное, пани Моника на режиссёра повлияла: чувствуется стереотип злодея из «Братьев Гримм», где она тоже играла злодейку. Однако тут ведьмогонец сложнее, видимо, из-за особенностей воспитания. Ведьмоненавистник с фрейдистскими комплексами. Всеми сразу.

Постер "Кинопоиска". Дон Фабио, проделавший путь от Квазимодо до Халка. И всё в одном фильме
Постер "Кинопоиска". Дон Фабио, проделавший путь от Квазимодо до Халка. И всё в одном фильме

Подытожу. Фильм своих почти 6 баллов стоит. Детишкам на новогодне-рождественских неделях посмотреть можно. И смешно местами, и мораль есть. Но если вы сами моралисты, то не смотрите и детям не давайте. Как я уже сказал, антиклерикальный пафос имеет место. И рученьки с язычком Бог Ла Бефане почему-то целыми оставил. Та ещё богохульница. Да ещё и статую Мадонны переплавить планировала. В недоброй ипостаси, естественно.

«Заколдованная пещера» (Zakliata jaskyna)

Год производства: 2022

Страна: Словакия, Чехия, Венгрия

Режиссер: Мариана Ценгель-Солцанская

В главных ролях: Мартина Забранска, Петра Дубаева, Онджей Краус, Доминик Бенедикт, Татьяна Паугофова

Рейтинг IMDb (на «Кинопоиске» рейтинга нет): 5.9

Постер фильма на "Кинопоиске". Якобы одна звезда и четыре звездочки. Четыре танкиста и волчица. Ну, или как там у них в эдалт-индустрии принято
Постер фильма на "Кинопоиске". Якобы одна звезда и четыре звездочки. Четыре танкиста и волчица. Ну, или как там у них в эдалт-индустрии принято

Сказать, что это шедевр… Лучше не стоит. Ни драконов, ни волшебства. Зато носы знатные! Кажется, за все полтора часа на заднем плане какое-то личико промелькнуло. Наверное, мадьярка. Надо ж славянские типажи разбавить. Носы, повторюсь, шикарные. Пожалуй, всё. Перейдём к следующему фильму?

Ладно, несколько слов скажу. Лучше б они социализм у себя не побеждали. Честно, тогда, при злых коммунистах, они сказки снимали неплохие. Чувствуется капиталистическая жадность. Как у наших переснимальщиков «Иронии судьбы», «Джентльменов удачи» и т.п. Орешки для Золушки в глазах у славяно-венгерских кинематографистов стояли все эти годы после развала советской системы. И главная героиня (кстати, нос так себе, средненький, ничего выдающегося) наряды а ля Синдерелла-Попелюшка периодически понашивает. Нормальная такая крестьянская девушка. За водой в коже от кутюр щеголяет. Мартина Забраска, вообще-то, хотя бы пытается играть. Остальные считают, наверное, что им и так все должны. Играть необязательно. Впрочем, правильную играть слишком легко. Пресно и неинтересно.

Кадр из фильма. Жаль, всех аксессуаров крестьянских не видно. Зато обратите внимание на причёску! Не иначе, вечером выпускной бал. Или вечерняя дойка. Овец! А вы что подумали?
Кадр из фильма. Жаль, всех аксессуаров крестьянских не видно. Зато обратите внимание на причёску! Не иначе, вечером выпускной бал. Или вечерняя дойка. Овец! А вы что подумали?

Вторая ГГ и ещё двое (сам-три, как в старину говорили) – те самые взрослеющие персонажи. Правда, процесс взросления до такой степени неубедителен, что Станиславский даже кричать бы не стал. Просто бы вышел. Без комментариев. Не носы же в самом деле оценивать? Понимаю «Кинопоиск». Тут и ноль баллов – много.

Кадр из фильма. Национальный колорит налицо. Носы тоже на месте
Кадр из фильма. Национальный колорит налицо. Носы тоже на месте

Эх, ребята! И девчата. Надеюсь, продолжений не планируется? А то ведь рука с пультом дрогнет и посмотрю, а потом жалеть буду…

Да, антагонистка такая же невразумительная, как всё в этом фильме. Ржёт над своей же нелепостью. Просто жадная дура. Даже злой её не назовёшь. Хотя волчица из неё получилась чёрная. Но маленькая и трусливая. Наверное, зайцы её быстро запугают до смерти.

Вдовствующая королева (или царица, как хотите, решать вам). За красно-белых топит, судя по всему. А за кого ещё болеть-то? Не за "Челси" ж?
Вдовствующая королева (или царица, как хотите, решать вам). За красно-белых топит, судя по всему. А за кого ещё болеть-то? Не за "Челси" ж?

Единственный плюс – игнорирование повестки. Скорее всего носатых афрославян не нашлось, а все цвета, включая розовый и голубой, ушли на раскрашивание короны. И любовь, даже однополую, надо играть. А тут это, судя по всему, не умеют. Или не хотят. Вообще показалось, что фильму как раз не хватило смелости снять то, что с такими лицами обычно играют. Любвеобильные водопроводчики, раскованные домохозяйки, разносчики пиццы и т.д. Зря. Хоть любителей костюмированных фильмов для взрослых порадовали б. Детей тут радовать особо нечем. Ни драконов, как уже заметил, ни прочих волшебных (и не только) зверушек, ни магии, ни кровищи рекой… Ну, как детки любят. Тут нет ничего. Не носами ж детей привлекать?

«По щучьему велению»

Год производства: 2023

Страна: Россия

Режиссёр: А.Войтинский

В главных ролях: Н.Кологривый, М.Ершова, А.Алексеева

Рейтинг «Кинопоиска»: 7.3

Постер к фильму на "Кинопоиске"
Постер к фильму на "Кинопоиске"

Собственно, весёлые отзывы девочек-блогеров меня и вдохновили. Вначале на просмотр, затем на статью.

Плюсы. Да, это не шедевр, но смотреть можно без раздражения и не без удовольствия. Недоросль в исполнении Н.Кологривого (которого в последнее время стало не меньше, чем А.Петрова) харизматичный, обаятельный и, главное, достоверный. Национальный колорит тоже имеет место. Хотя ушанка Емели вызывает недоумение.

Кадр из фильма. На вокзале у нас такой, помню, стоял. Правда, без шапки. И в костюме. Наверное, на свадьбу надел. Или на партсъезд
Кадр из фильма. На вокзале у нас такой, помню, стоял. Правда, без шапки. И в костюме. Наверное, на свадьбу надел. Или на партсъезд

ГГ не красавица, но как-то симпатична. Не вызывает отторжения. По сюжету, происхождения не славянского, но в деревне такое лицо можно встретить. Имени своему неэкранному (Мила) соответствует.

Кадр из фильма. Щука повышенной джинности. Трёхжеланная. Ограниченная в применении. Мечта любого печковода. И рыболова, естественно. Ну, кого-то точно. На главную роль же по каким-то явным признакам берут. Может, плавает хорошо, ныряет. Ах да! Желания исполнять (даже три) не каждый может...
Кадр из фильма. Щука повышенной джинности. Трёхжеланная. Ограниченная в применении. Мечта любого печковода. И рыболова, естественно. Ну, кого-то точно. На главную роль же по каким-то явным признакам берут. Может, плавает хорошо, ныряет. Ах да! Желания исполнять (даже три) не каждый может...

Антагонистка в какой-то степени срисована с Марфушечки-душечки (роль восхитительной И.Чуриковой в сказке «Морозко») и царской дочки Ульянки (та, что «хуже керосину») из мультфильма «Волшебное кольцо». Явно хочет евроинтеграции, национальную идею презирает, Родину в любой момент готова предать. Словом, иноагент в юбке. Не Анфиса, а какая-нибудь… Ох, вслух даже произносить противно. А то позовёшь – назад прилетят, нагадят, все запасы на зиму сожрут…

Кадр из фильма. А вот и она, Анфиса-Ульянка-Марфуша. Одна такая, помню, прямо говорила: "Хочу в ЕС и кружевные трусики". Эта того же хочет. И побольше. Чего-то ей в родном царстве-государстве не сидится. О демократии мечтает? Сырьевым придатком быть не хочет? Да, там ждут. С нетерпением. И с конкуренцией в виде миллиона-другого беженцев. Как говорится, несите ваши денежки. А мы ваши активы потом кому надо передадим, и будете вы в эдалт-индустрии пахать день и ночь. На большее можете и не рассчитывать.
Кадр из фильма. А вот и она, Анфиса-Ульянка-Марфуша. Одна такая, помню, прямо говорила: "Хочу в ЕС и кружевные трусики". Эта того же хочет. И побольше. Чего-то ей в родном царстве-государстве не сидится. О демократии мечтает? Сырьевым придатком быть не хочет? Да, там ждут. С нетерпением. И с конкуренцией в виде миллиона-другого беженцев. Как говорится, несите ваши денежки. А мы ваши активы потом кому надо передадим, и будете вы в эдалт-индустрии пахать день и ночь. На большее можете и не рассчитывать.

Во второстепенных ролях вездесущий Ю.Колокольников, А.Мадянов, Ф.Лавров. Комедия – их стихия. Здесь они, да и их менее известные коллеги, на своём месте. Вскользь посмеялись, на минуточку задумались. И дальше пошли.

К минусам. А минус лично для меня – никакущие для третьего десятилетия двадцать первого века спецэффекты. Ну ладно еврославяне – им простительно, они эдалт-индустрию развивали, им не до кино было. Советские киностудии в антикоммунистическом экстазе поразрушали. Но наши! У наших мастеров спецэффектов весь мир учится. А тут даже кота-баюна живым сделать не смогли. То ли Салем тёти Сабрины. То ли Черч, вернувшийся с кладбища домашних питомцев. То ли Бегемот с растёкшимся гримом. Может, с Алиэкспресса его привезли? По пути, как водится, поистоптали, поизмяли… Что ж у нас своего-то ничего!

Даже печка Емелина проехала полкилометра, как ё-мобиль, и заглохла. Аура ауруса? Датчик воздуха накрылся? «Хмуриться не надо, Лада»? Без подушек, без абээсок, но всё равно не надо?

Кадр из фильма. "Едем, едем в соседнее село на дискотеку!" (С)
Кадр из фильма. "Едем, едем в соседнее село на дискотеку!" (С)

Наверное, не стоит придираться. Актёры живые, краски настоящие. Может, даже натуральные. Сюжет занимательный. Местами оригинальный. Тема, проблема и идея есть. И не в единственном числе. Конфликт. И тоже не один. Эзопов язык присутствует. Это я на поездку в Загробный мир намекаю. То есть за кордон. Вернувшись откуда, всё забывают. Так ведь? С Кощеем-Байденом пообщался – всё, забыл, как отрезало. Родственные связи, правда, сомнительные. Но с кем не бывает? Кто-то на пять семей живёт. А кто-то семью от всего мира скрывает. А что, на Кощея ж всегда можно свалить. Мол, у него амнезия, старческий маразм или ещё что там по возрасту положено. Эзопов язык всегда кстати. Полезная вещь!

Все три сказки рассчитаны только на непритязательного зрителя. Экспертам категорически не рекомендую. Детям и с детьми смотреть можно. Сцен насилия практически нет. Курят вроде где-то, но я даже не заметил. Матом не ругаются! Это в последнее время – бич. Главное, закон о запрете пропаганды ЛГБТ нигде не нарушен. Актёры на актёров, а актрисы на актрис жадными глазами не глядят. Сдерживаются. Понимаю, как им тяжело. Но уважаю за терпение. Потерпели – в России покажут. Для нас, может, и снимали. Или мне показалось?

Приятного просмотра!