Насилие является неотъемлемой частью человеческой цивилизации. Не один десяток лет различные утопии и фантастические романы исторгают мысль о том, что человечество обретет новый мир, когда откажется от оружия, убийства и принижения соседей. Однако время идет и этого не происходит.
Насилие может принимать самые разные формы и на протяжении веков именно удар тяжелым предметом по голове делал тебя победителем или проигравшим. И даже просвещенные нации не могут отойти от этого образа мысли. Что уж говорить о Средневековье - времени, когда насилие было единственным способом получить желаемое или отстоять самое дорогое. Однако даже тогда формы, которое обретало насилие, были разными.
Взять к примеру монахов. Безобидные лысые мужички, которые сидят у себя в обителях, денно и нощно трудятся во благо господа, исполняя функцию "oratores" 24/7. Однако если разворошить этот улей, на головы неразумного конкурента могут посыпаться не только физические угрозы, но и вполне "реальные" проклятья.
Конечно, монашеская братия не всегда была скора на расправу. Диалог, как наиболее выгодный способ решения проблем, никуда не девался. Однако в непостоянном мире, где передел земли происходит в мгновение ока, а светские сеньоры меняются один за другим, монахам было нужно нечто большее. И это большее - Бог.
Когда сеньору нужно собрать налоги с крестьян, а те не хотят, на помощь к сеньору приходит старое доброе ультранасилие. Отличия от простого насилия очевидны. Навязывание собственной воли через приченение увечий, угрозы или грабёж всё же вряд ли получится отнести к экономическим способам принуждения. В сваре двух сеньоров побеждал обычно тот, у кого было больше друзей.
Монахи не могли себе позволить решать конфликты столь радикально. Да, опыт рейдового захвата песочницы был что в Европе, что на Руси. У нас монахи могли спокойно порубить в кашу смердов монастыря-соперника, а в Европе братия устраивала регулярные набеги за мертвецами, отстаивая свой взгляд на правила их погребения. Однако основным инструментом монашеской братии было все же сверхъестественное.
Влияние религии на человека в Средневековой Европе сейчас вполне заслуженно ставят под сомнение. Жить в границах лишь одного мировоззрения - христианского - представляется довольно сложным. Тем более, что на жителя Европы, помимо правильного Бога, влияло множество иных сил, ставящих крепость его веры под сомнение. Однако вера была вполне осязаема, а потому обладала реальной силой.
Монахи знали об этом, а потому активно пользовались своими возможностями и своим правом насылать проклятья, творить анафемы и отлучения. Люди сами дали им право на это, их действия признавались реальными, как признавались реальными Бог, Иисус Христос и весь сонм святых. Именно они в этих монашеских дрязгах выступали в роли сеньоров, спасая нерадивых подданных от очередной заварушки.
Самый простой способ убедить оппонента в том, что с тобой шутки плохи - проклять его и пообещать тому адские муки. Делалось это довольно часто даже на высочайшем уровне. Монахи клюнийской конгрегации очень любили попрекать своих соперников, ставя их в один ряд с Понтием Пилатом и Иудой. Пребывание в вечности рядом с наихудшими из предателей - достаточная кара за похищенное стадо коров, согласитесь.
При этом отношение к Богу у монахов было вполне прагматичным. Он всемогущ, значит способен защитить своих верных слуг. А потому все Его святые будут мстить обидчикам, приближать их смерть и заботиться о том, чтобы в Аду все плохие парни получили по заслугам.
В текстах из Клюнийского аббатства сохранились отзвуки этих проклятий, отсылающие на "дурных монахов" - врагов клюнийских реформ, что гибнут от рук "посланных с небес ангелов", и самых разных "безнраственных людей, гонителей бедных, кто поражен за свои преступления". Неважно, что обидчики и неприятные люди еще живы на момент написания текста. Монахи уже победили, ведь после смерти их врагов будут бесконечно мучить черти.
Прямое же насилие, которое монахи стремились причинить свои врагам через сверхъестественные силы, обычно появлялось в житиях святых, анафемах, дарственных грамотах и ритуалах отлучения. В проклятиях монахи упрашивали Бога применить силу против их врагов: "Напади на тех, кто нападает на нас, и сломи гордыню тех, кто изводит нас и наш монастырь". В похожих ритуалах, связанных с уничтожением или осквернением реликвий, монахи призывают Господа "истребить надменных".
Такой подход к разрешению проблем не делает европейских монахов более жестокими, чем они есть. Для XI века все средства хороши, особенно если речь идет о месте под солнцем. Стоит лишь понимать, что борьба за влияние и за положение пронизывала все сферы общества. Светские сеньоры бодались за привилегии и земли. То же самое делали и духовные лица. Бог был и для тех, и для других гарантом свершающейся победой. А что оставалось сервам? Молиться, поститься и восставать. С последним, кстати, им тоже зачастую помогал Бог.
Автор - Илья Агафонов
Подписывайтесь на Бои за Историю