Найти тему
Катехизис и Катарсис

Несвятые святые | Как одолеть врага, если ты монах?

Насилие является неотъемлемой частью человеческой цивилизации. Не один десяток лет различные утопии и фантастические романы исторгают мысль о том, что человечество обретет новый мир, когда откажется от оружия, убийства и принижения соседей. Однако время идет и этого не происходит.

Насилие может принимать самые разные формы и на протяжении веков именно удар тяжелым предметом по голове делал тебя победителем или проигравшим. И даже просвещенные нации не могут отойти от этого образа мысли. Что уж говорить о Средневековье - времени, когда насилие было единственным способом получить желаемое или отстоять самое дорогое. Однако даже тогда формы, которое обретало насилие, были разными.

Взять к примеру монахов. Безобидные лысые мужички, которые сидят у себя в обителях, денно и нощно трудятся во благо господа, исполняя функцию "oratores" 24/7. Однако если разворошить этот улей, на головы неразумного конкурента могут посыпаться не только физические угрозы, но и вполне "реальные" проклятья.

Конечно, монашеская братия не всегда была скора на расправу. Диалог, как наиболее выгодный способ решения проблем, никуда не девался. Однако в непостоянном мире, где передел земли происходит в мгновение ока, а светские сеньоры меняются один за другим, монахам было нужно нечто большее. И это большее - Бог.

-2

Когда сеньору нужно собрать налоги с крестьян, а те не хотят, на помощь к сеньору приходит старое доброе ультранасилие. Отличия от простого насилия очевидны. Навязывание собственной воли через приченение увечий, угрозы или грабёж всё же вряд ли получится отнести к экономическим способам принуждения. В сваре двух сеньоров побеждал обычно тот, у кого было больше друзей.

-3

Монахи не могли себе позволить решать конфликты столь радикально. Да, опыт рейдового захвата песочницы был что в Европе, что на Руси. У нас монахи могли спокойно порубить в кашу смердов монастыря-соперника, а в Европе братия устраивала регулярные набеги за мертвецами, отстаивая свой взгляд на правила их погребения. Однако основным инструментом монашеской братии было все же сверхъестественное.

Влияние религии на человека в Средневековой Европе сейчас вполне заслуженно ставят под сомнение. Жить в границах лишь одного мировоззрения - христианского - представляется довольно сложным. Тем более, что на жителя Европы, помимо правильного Бога, влияло множество иных сил, ставящих крепость его веры под сомнение. Однако вера была вполне осязаема, а потому обладала реальной силой.

-4

Монахи знали об этом, а потому активно пользовались своими возможностями и своим правом насылать проклятья, творить анафемы и отлучения. Люди сами дали им право на это, их действия признавались реальными, как признавались реальными Бог, Иисус Христос и весь сонм святых. Именно они в этих монашеских дрязгах выступали в роли сеньоров, спасая нерадивых подданных от очередной заварушки.

Самый простой способ убедить оппонента в том, что с тобой шутки плохи - проклять его и пообещать тому адские муки. Делалось это довольно часто даже на высочайшем уровне. Монахи клюнийской конгрегации очень любили попрекать своих соперников, ставя их в один ряд с Понтием Пилатом и Иудой. Пребывание в вечности рядом с наихудшими из предателей - достаточная кара за похищенное стадо коров, согласитесь.

-5

При этом отношение к Богу у монахов было вполне прагматичным. Он всемогущ, значит способен защитить своих верных слуг. А потому все Его святые будут мстить обидчикам, приближать их смерть и заботиться о том, чтобы в Аду все плохие парни получили по заслугам.

В текстах из Клюнийского аббатства сохранились отзвуки этих проклятий, отсылающие на "дурных монахов" - врагов клюнийских реформ, что гибнут от рук "посланных с небес ангелов", и самых разных "безнраственных людей, гонителей бедных, кто поражен за свои преступления". Неважно, что обидчики и неприятные люди еще живы на момент написания текста. Монахи уже победили, ведь после смерти их врагов будут бесконечно мучить черти.

-6

Прямое же насилие, которое монахи стремились причинить свои врагам через сверхъестественные силы, обычно появлялось в житиях святых, анафемах, дарственных грамотах и ритуалах отлучения. В проклятиях монахи упрашивали Бога применить силу против их врагов: "Напади на тех, кто нападает на нас, и сломи гордыню тех, кто изводит нас и наш монастырь". В похожих ритуалах, связанных с уничтожением или осквернением реликвий, монахи призывают Господа "истребить надменных".

Такой подход к разрешению проблем не делает европейских монахов более жестокими, чем они есть. Для XI века все средства хороши, особенно если речь идет о месте под солнцем. Стоит лишь понимать, что борьба за влияние и за положение пронизывала все сферы общества. Светские сеньоры бодались за привилегии и земли. То же самое делали и духовные лица. Бог был и для тех, и для других гарантом свершающейся победой. А что оставалось сервам? Молиться, поститься и восставать. С последним, кстати, им тоже зачастую помогал Бог.

-7

Автор - Илья Агафонов

Подписывайтесь на Бои за Историю