Есть такая игра «Войны черная роза», где одержимые магией колдуны выбивают друг из друга дух святой. Есть еще «Nova Aetas», там у нас мрачный Ренессанс с фавнами, магией, ронделем и домиками. Всё это от компании Ludus Magnus Studio, известной в первую очередь тем, что правила их настолок созревают приблизительно тогда, когда бэкеры уже получили свои копии игры и написали по десять слезных постов о том, что в это непонятно, как играть.
И вот, Лудусы издают игру (от соавтора Плотины) с максимально странным названием Divide et impera (Разделяй и властвуй, Карл). Идея была, видимо в том, что в этой настолке мы будем делить между собой всякое и над этим властвовать. Что удачно – все настольщики изучают латынь, поэтому сразу понимают всю соль названия. В следующий раз ждем Veni vidi vici (Пришел, увидел, победил) про угон скота в космосе и гонки под названием Vae victis (Горе побежденным).
Однако, в сокращении даже как-то стильно – DEI. Аж холодок пробирает. Так вот, я не знаю, на каком этапе Баттиста сконектился с Лудусами, но в результате весь его мир, о котором речь дальше, прикрутили к вселенной той же Розы и всё того же Aetas. Однако, с таким же успехом можно было сказать, что DEI – родом из вселенной World of Warcraft или вселенной… Ведьмака. Стоп, пацаны, это не из Ведьмака! Уберите свои деньги!
В общем, что они все свои игры упаковывают в одну вселенную – это забавно, но если вы будете искать в DEI что-то вразумительное от Розы, то боюсь вас разочаровывать, вы придете, увидите и найдете только пепел. Вернее, снег.
Сюжет
Какая-то тусовка пробралась на корабль пришельцев и запустила терраформинг земли. И всё погрузилось в вечную зиму.
Лондон. Светлое от снега будущее. Мы мусорщики, как и мечтали родители. Над нами – организация Чистопородных (звучит более точно, нежели Чистокровные, но не так хорошо, поэтому будем их звать Чистокровными или просто Чистюлями). Так вот, у этих ребят есть всё – жратва, медицина, рабочие и военные роботы. И они поняли, что всякие полезные штуки, которые остались от Советского союза, то есть от прошлого человечества, лежат там и тут, посреди руин, а доставать им это может всякая сволочь – мы. Принесете – получите паёк. Ну и другие задания выполняйте – присутствуйте там-то, контролируйте это, соблюдайте порядок. Покажите себя, короче, на что вы годны. То, что мы получаем от этих могущественных ребят, остающихся за кадром в игре (в базе), и будет наше ПО. Кто больше получит, тот и победил. И вот, кто-то уже уходит из зала… Победные очки… И Ведьмака не завезли…
Как играть коробку
В базе четыре отважных команды собирателей. У каждой команды есть лидер. У лидера есть одна уникальная способность.
Играем мы от колоды из восьми карт. У каждой фракции колода немного отличается от других. У кого больше возможностей по найму, у кого больше собирательства, а у кого движений. Мы будем разыгрывать по две карты за ход. Раунд – три таких хода. В игре четыре раунда. То есть, в раунд вы разыграете 6 карт, а за партию – 24 карты. Не больше и не меньше.
Карты мы разыгрываем без какой-либо закладки заранее и без добора. Просто берем всю колоду и выкладываем одну карту, разыгрывая все иконки с нее в любом порядке, а потом играм вторую. И передаем ход.
Важным игровым условием/понятием будет мажорити. Да, и среди мусорщиков встречаются мажоры, а что, такое вот будущее. А если серьезно, то это понятие означает, что вас больше, чем других в локации. Вернее, вы присутствуете и вас больше. Там есть еще понятие Превосходство, но оно, если я всё правильно понимаю, играет важную роль уже с допами.
Если вы идете из одной локации в другую – имейте в виду, что вас там должно стать или быть больше, чем других (не суммарно других, а больше каждой другой фракции по отдельности). Иначе – нельзя, вас не пустит тот, кого больше. Так и с ресурсами – собирает только тот, у кого больше пацанов в локации. И он же – контролирует территорию.
В некоторых локациях мы найдем аванпосты одного из трех цветов, они связаны с рынками карт, победными очками и открытием наших специальных способностей.
В игре такая фишка – объемное поле. Есть уровень земли, крыши и еще крыши над крышами. И так просто мы на эти крыши не попадем, нужно строить для этого подъемники и мосты. А зачем? На крышах ресурсы лучше. На земле только кружочки, а на крыше ТРЕУГОЛЬНИКИ!
Рынок заданий/ПО
После каждого третьего круга в раунде мы по очереди будем выполнять одно из заданий Чистокровных. Если мы играем первый раунд, тогда выбрать задание можно как из колонки своего раунда, так и из любой последующей. Но как только мы выполнили это задание, данная колонка отныне для нас закрыта. Выполняя задание из прошлых раундов, мы получаем заметно меньше очков за то, за что те, кто успел вовремя, получили больше. «Нам уже это не так и нужно, но пару бутеров мы тебе найдем», – говорят великодушные Чистюли. Разумным кажется выполнять всё по порядку. В первом раунде зачисляем первую колонку, во втором – втору. И так деле. Благо в каждой из них два задания – выбирай. Но так, скорее всего, решат и оппоненты, начнется возня. Почему бы не выполнить что-то из заданий на ближайшие раунды, а потом поднапрячься и зачислить себе за что-то, что уже не будет так ценно, но у нас этого будет много? Может быть да, а может и нет. Задания будут на контроль территории, на присутствие, на ресурсы, на наличие карт с управлением дронами.
Да, ведь Чистюли дали каждой фракции в пользование уникальный дрон, заставив сторонних наблюдателей думать, что мы играем в Серп. Позднее на рынке можно будет купить себе возможность пользоваться и всеми остальными дронами, но на старте у нас по одному. Один дрон умеет собирать ресурсы, другой телепортировать, третий сбрасывать пацанов куда угодно, а четвертый УБИВАТЬ! В игре есть немножко насилия! Вы действительно можете вынести по одному собирателю ваших конкурентов. И каждый убитый получит по конфетке. Конфетка – это раздаваемое секретно одно бонусное действие, которое можно будет присоединить к действиям с карт.
Асимметрия
Четыре отряда базовой коробки будут заниматься абсолютно одним и тем же – рассредоточиваться на карте, занимать позиции, собирать ресурсы, строить подъемники, покупать карты.
На партию нам дается три перка трех цветов, они открываются после того как мы законтролили два аванпоста соответствующего цвета. Вернее, для этого нужно дождаться второго хода, именно после него вы сможете открыть их.
Перки – это и есть асимметрия, это три способности, которые могут существенно повлиять на стиль вашей игры. Например, по общим правилам личные лагеря могут строить только наши юниты. А вот вам перк, позволяющий построить лагерь где угодно на карте, без присутствия юнита. А вот перк, соединяющий все нейтральные и ваши личные лифты системой тоннелей. Перков по шесть в каждом цвете, получаете вы их рандомно на старте. То есть, в каждой партии у вас будет уникальная их комбинация.
А еще вы покупаете карты с четырех рынков. Так можно сделать один раз за ход. Но у вас в руке все равно всегда будет восемь карт, не более, ведь за каждую купленную вы убираете в вечный сброс одну из руки.
Цветные рынки (их три) работают так: карты имеют стоимость в ресурсах, а еще стоимость в контроле аванпостов соответствующего цвета. Вот карта, купить которую может тот, у кого два контроля или более, вот тот, у кого хотя бы один, а крайняя карта – доступна всем. Еще есть черный рынок – там подороже, но зато никакого контроля не нужно. На прилавках цветных рынков также могут появляться карты с контролем дронов. Все эти карты, купленные вами, предлагают вам либо более богатый выбор действий, либо ПО за розыгрыш, либо действия улучшенные. И они, опять же, могут повлиять на вашу игру, но в меньшей степени, ведь вы играете карту только один раз за раунд, а возвращаете в руку она только в конце раунда. Да, еще карты рынка, сами по себе, принесут в конце игры ПО.
Освоение игры
Что по иконографике – базовые действия понятны сразу, со значками контроля тоже не так трудно разобраться, а вот модифицированные действия приходится доглядывать в памятке, но это дело опыта. В целом – нормально, работает. Памятки очень хорошие, лишь бы игрок читать умел.
В целом правила весьма логичные, интуитивные и с минимумом нюансов. Это к началу нашей беседы – Лудусы с первого раза, за мелким исключением, написали нормальные правила, Карл! Нужно понять, как устроено поле, понять суть мажорит, в какую фазу что срабатывает. Где-то минут за пятнадцать можно всё сказать и начать партию. В этом смысле можно не бояться завлекать в партию ребят, еще не отрастивших хардкорные клыки и усы. Но далее мы выходим вот на что:
Для кого игра
Здесь вам не Бездумный Макс и даже не Серб. Взрывающиеся кубасики, карты с эффектом бадабум, внешние события и секретные миссии – здесь такого нет. DEI для тех, кто любит поломать голову. Всё перед глазами, всё просит себя посчитать. Это именно что евровая головоломка, где вам надобно правильно комбинировать – когда и куда пойти, когда карту купить, когда и что сыграть. Эта карта даст четыре очка, но, если я сейчас вот туда запрыгну, тогда у меня будет больше контроля и это уже девять очков. Но добегу ли я и в нужном ли количестве, если у меня три движения… И так далее. Сумма действий и сумма ПО, которую вы берете, за эти действия. Чего мы не знаем – какая карта на рынке выйдет следующей, и мы не знаем наверняка, хотя можем и предугадать, что будут делать другие, какие карты разыграют, помешают нам или нет.
По поводу помешать друг другу – всё мягко и с уважением, ведь вы открываете перки и выполняете задания в конце СВОЕГО хода. То есть, зачислили себе ПО и перестали волноваться. Следующий по очереди может у вас теперь отнять контроль и получить свои ПО, не нарушив ничего у вас. В игре, кстати, есть дополнительные правила для более злой игры – зачислять ПО после того как походят ВСЕ. Запахло кровью!
ПО, труд, май. Если не будешь внимательно считать – не победишь. Вернее, если ты не будешь считать, а другой игрок – будет. Тогда точно.
Если вы убежденный америтрешер, любите бомбить соперников, любите сюжетность и эпичность, любите, когда «раз и повезло» – это не ваша коробка. Думаю, здесь без «но»… Хотя… Да, в DEI нужно считать и думать, но задачки получаются интересные и на само деле не так, чтобы тяжкие. Это не Ласерда. Да, посчитать нужно, но оперативка сгорит не вся. Поэтому – можно и рискнуть, Мистер взрывающиеся шестерки.
Но последнее утверждение могло и ранить сухое сердце евроигрока. Если оно у него есть. Ведь да, если вы вышли на мороз в поисках глубокого и комплексного евро – снегу вам за воротник. Игра умная, но может показаться лично вам и простоватой в цифрах. И с другой стороны – кубами и картами вас никто здесь не закидает, вы спокойненько сможете всех обсчитать и накрутить ПО.
Компоненты
Двуслойные планшеты, где нижний слой очень тонкий… Но не будем же мы в него пальцами тыкать. Тайлы игрового поля симпатичные. Три уровня, которые нужно собирать своими руками – такое себе решение. Можно ли было собрать на заводе? Возможно. А можно было просто пропечатать все уровни, выделить их на одном слое картона? Мне кажется да. Но ради вау-эффекта и читаемости… Читаемость поля, кстати, отдельная песня, ведь здесь локация может растянуться на два квадрата, а может и нет. Начинать обучение нужно именно с объяснения, как вообще это всё читать. Но красиво, да. Впечатляет.
Всё в коробке плюс-минус приличного качества, а вот сама коробка неудобная, это факт. Красивая, но неудобная. Если вам ее нужно таскать в рюкзаке или сумке – будет выглядывать. Очень длинная. Но в нее помещается весь контент базы, что радует.
У меня версия с миплами – они разные, прикольные. Миньки оценить могу только по видео – они маленькие, но весьма красивые. Если бы мне предложили выбрать – я бы взял, наверное, миньки – они, как не крути, добавляют эпичности. Было бы здорово завезти себе апгрейд-пак. Ну или может разжиться коробочкой с миньками.
Дополнения
Интересно, что на ютубе есть только визуальная презентации некоторых дополнений и беглые рассказы про некоторые из них. А вот летсплеев, каких-то взвешенных отзывов… Есть кое-что на бгг. Мы можем купить больше фракций. До 16 суммарно. Некоторые из них, как обещают разработчики, играют заметно иначе, нежели базовые. Но классно это или нет – кто его знает… Например, есть торговцы, а у них дрон, который сам по себе является мини-рынком карт. Есть фавны, у них своя колода миссий. Кстати, вот эти фавны, тетка с медведем и экстрасенсы – как-то очень криво ложится во всю эту историю про мусорщиков, снег и индастриал. Но это то самое, это мы типа с миром Розы соприкасаемся. Говорят, что стоит их вводить по одному на партию, остальным оставляя базовые фракции. Настораживает… Но я не пробовал, не знаю.
Пять-шесть игроков. Игра реально с запасом на даунтайм. И бывает даже так – ты продумал ход, сидишь, ждешь, а сосед бац, и ударил именно в то место, от которого ты всё и выстроил. И ты начинаешь думать снова, то ли здесь как-то выгадать, то ли вообще другое делать… И вчетвером иногда свой ход придется вот прямо ждать. Особенно в первых раундах. С опытом будет проще, но все равно – вчетвером уже очень даже плотно и не очень быстро. Не думаю, что этой игре нужно такое расширение. Но оно есть. Кстати, для него вам понадобится огромный стол. Но в этом допе интересные фракции и новый рынок карт – стоит взглянуть.
Мне нравится доп с самими Чистокровными. На бгг пишут, что они слишком сильные. То есть, поломанные. Но так нынче про всё хорошее говорят. Сама идея поиграть теми, на кого пахал в базе – классная. Они там и цену заданий могут менять, и как-то эксплуатировать других игроков. Любопытная коробка, на мой взгляд. Там еще и кампания какая-то, сюжет…
Есть Цитадель, а в ней альтернативные лидеры и новый режим игры, с ограблением Чистюль.
Свое мнение о покупке дополнений я скажу в финале. А пока…
С чего вы взяли, что это Серп?
Видимо, всех сбили с толку дроны, один из которых даже похож на что-то такое серповое. Однако, Серп – это немножко экономическая стратегия и немножко контроль территорий, верно? Мы там и строим/развиваем, и собираем ресурсы, и потенциально – воюем. В DEI у нас только вспомогательные постройки – мосты и лифты. Они только для того, чтобы добраться до ресурсов и цветных лагерей. Всё наше развитие – это покупки карт с рынков и вскрытие трех способностей. Это абсолютно разные игры. Любите вы Серп или нет – это никак не отсвечивает на DEI.
Если я люблю Войны черной розы?
Да, есть соблазн подумать, что здесь присутствует, например, закладка действий на планшете, как в Розе. То есть, все заложили заранее, а потом разыгрывают. Но нет, здесь этого недоразумения не будет. Хотя, по структуре планшета можно предположить, что у разработчиков был соблазн. А так – всё другое. Да, есть фавны, есть культ Хроно, может еще что-то, но это только на словах и в картинках. Издатель один, но игры абсолютно разные.
Длительность игры
Раскладка – одними руками игру на четверых, при организованных компонентах, можно выставить где-то минут за 15-20. Не засекал, но где-то так по ощущениям. Если вдвоем – быстрее. Да, раскладывать много всего – тайлы местности, ресурсы на местность, аванпосты и кубики в них, рынки карт, замешав в них дроны.
Ходы вначале будут долгими. Говоришь другим – думайте над ходом во время хода других, но прикол в том, что ход других может обломать всё, что ты уже продумал и придется думать заново, под сердитое сопение следующего игрока. То есть, даунтайм в игре ловится неплохо. Потому что приходится всё пересчитывать, а возможностей в игре действительно много. И здесь задумаешься – неужели кто-то готов сесть за DEI впятером или вшестером?? «Больные ублюдки» (с)
Нормальная партия на четыре персоны, я так понимаю, займет часа полтора-два максимум. Если каждый уже сыграл хоть раз. Два часа для такой игры, мне кажется, в самый раз. Некоторым, судя по бгг, кажется, что игра даже слишком короткая.
Масштабируемость
Карта, состоящая из квадратов, расширяется и сужается, в зависимости от количества игроков. Вполне можно играть втроем и вдвоем. Меньше места, меньше ресурсов. Не пробовал вдвоем, но думаю, что будет вполне неплохо. Видел, опять же, на бгг утверждения, что вдвоем играется огонь как.
Соло – есть соло в дополнении «Белая смерть» и в допе с фанатиками и анархистами. Соло-модуль может играть и с несколькими живыми игроками. Не знаю, что там и как. Есть канал Ant Lab Games, там пара играла с автомой. Вроде им понравилось.
Личное мнение
За плечами три партии. Втроем и два раза вчетвером. Разные люди, разные дни. Мне игра все разы была интересна. С каждым разом – интереснее. Да, мы просто рассыпаемся по карте, контролируем и собираем, но все это можно реализовывать по-разному – то ли карту прикупить, то ли дрон двинуть, то ли пешком побежать. Перки, опять же, для каждого игрока ломают игру как-то по-особенному, и он может то, чего другим и не снилось.
Каждый раз выходит уникальный набор заданий – иногда больше контроля, иногда больше присутствия и сбора ресурсов. Смотришь, что и когда будешь выполнять, планируешь. Да, всё нужно считать. И да, я не особенный любитель евро, но здесь процесс не слишком сухой и весьма комфортный для меня.
Есть какой-то уют в этих снежных кручинах. Оформление, лор, они делают свое дело. То есть, они даже одновременно обманывают нас, показывая брутальных бойцов, которые на деле не тронут друг друга, но и дают необходимые эмоции, настроение.
Вы вольны заниматься своими делами – вы можете взаимодействовать с другими так плотно, как захотите. И задания можете выполнять в любом порядке. То есть, присутствует такая интерактивность, в духе Серпа или Сумерек империи, только в других масштабах.
Кому-то будет сухо и/или не хватит эмоций. Не к таким постапокам мы привыкли. Без конфликта, без атак (почти), без событий. Но мне правда по душе эта махина. И по процессу, и по весьма доступным правилам, которые не отпугнут новых игроков. Можно раскладывать почаще, потому что всё сравнительно быстро, интересно и не перегружает.
По допам – их тащит лор. То есть, в одном допе Чистокровные собственной персоной. В другом – фанатики с каким-то там собором. Фавны с алтарем, зараженные радиацией челы. Всё это звучит ну очень завлекательно. Но игра совсем про это. В базе и так очень хорошая вариативность – каждый раз новое поле и расположение на нем аванпостов, ресурсов, каждый раз по-новому разложатся рынки и задания. Фракция, которой вы будете управлять – ну да, даже различие в базовых картах в чем-то определяет стиль игры, но только отчасти.
Иметь ли на полке 16 фракций? Сразу думайте о том, а сыграете ли вы в эту настолку хотя бы эти 16 раз? Умножаем это на меняющиеся с допами рынки и новые режимы игры… Много всего выходит. Интересно? Да. Сыграем ли мы это всё? Скорее нет, чем да. Тем временем база DEI богато и полноценно играет сама по себе, вы никогда не успеваете в ней сделать всё, что хотели. Сама по себе игра, ее процесс, настолько герметичны, что расширения могут не только помочь, но и навредить. То есть, фракция – она не модуль, а часть коробки, часть игры. И вся игра уже здесь.
Однако да, я бы не отказался попробовать дополнения. Просто из исследовательского интереса, не потому что я чувствую, что мне нужно прямо сейчас что-то еще. Лор тащит допы, хорошо продаёт.
Но не каждый в этой игре вообще разглядит лор. Для кого-то это будет просто хорошая головоломка про каких-то снежных чувачков. А кому-то это как раз и понравится, что между фракциями есть какие-то сюжетные различия и сюжетные терки.
В общем, с допами я бы не торопился. Вначале – насладиться базой. Тогда и асимметрия новых фракций будет более явной и захватывающей. Ну и понять, конечно, а нравится ли вам база.
Хороша ли игра? На мой взгляд – да. И хороша, и оригинальна. Один товарищ Кирилл сравнил ее издалека с Пятью племенами. Что-то, но очень издалека, наверное, есть, но прямых аналогий я провести не могу. Рад, что игру привезут на русском. Зайдет она, думаю я, широкому кругу настольщиков, ибо она умная, красивая и доступная по правилам. В ней почти нет конфликта, можно играть максимально мирно и безобидно. Но можно и покусывать – кому как захочется. С семьей, подростками, в компании гиков – везде пойдет легко. Шутка не одноразовая, можно заигрывать.
Думаю, если DEI и не станет лидером рынка (не в последнюю очередь благодаря конской цене), в некоторых компаниях, по крайней мере Чистокровных господ, он полюбится. Буду играть еще и рекомендую попробовать вам. Весьма приятное открытие в финале 2023 года. Всем тепла!