Найти в Дзене
ОколоТехники

Самая громкая сделка 1916 года, которая так и не состаялась

Читатели выпуска «Нью-Йорк Таймс» от 4 июня 1916 года, несомненно, были шокированы сенсационным заголовком: «ПЯТЬ АВТОКОНЦЕРНОВ ГОТОВЯИСЯ К ГИГАНТСКОМУ СЛИЯНИЮ». Эта новая автомобильная компания должна была стать одной из крупнейших когда-либо созданных, объединив Willys-Overland, Chalmers, Hudson, Electric Auto-Lite и United Motors. Их совокупный рыночный капитал, оценивался более чем в 220 миллионов долларов. В последующих выпусках "Times" появилась дополнительная информация о предполагаемом слиянии. Трое бизнесменов, возглавлявших эти предприятие, были: Уиллис, торговец и производитель велосипедов из штата Нью-Йорк, в 1907 году взял на себя управление обанкротившейся компанией Overland Automobile Co. в Индианаполисе и успешно преобразовал ее в Willys-Overland и перевез ее в Толедо, которая к 1912 году стала вторым по величине автопроизводителем страны. Все это время Уиллис удерживал контрольный пакет акций компании, которые, по некоторым оценкам, стоили около 90 миллионов долларов.

Читатели выпуска «Нью-Йорк Таймс» от 4 июня 1916 года, несомненно, были шокированы сенсационным заголовком: «ПЯТЬ АВТОКОНЦЕРНОВ ГОТОВЯИСЯ К ГИГАНТСКОМУ СЛИЯНИЮ». Эта новая автомобильная компания должна была стать одной из крупнейших когда-либо созданных, объединив Willys-Overland, Chalmers, Hudson, Electric Auto-Lite и United Motors. Их совокупный рыночный капитал, оценивался более чем в 220 миллионов долларов.

В последующих выпусках "Times" появилась дополнительная информация о предполагаемом слиянии. Трое бизнесменов, возглавлявших эти предприятие, были:

  •  Джон Норт Уиллис, генеральный директор и владелец контрольного пакета акций компании Willys-Overland Inc.
  •  Уиллам Крапо Дюрант, основатель General Motors, Chevrolet и United Motors
  •  Луи Г. Кауфман, президент нескольких крупных банков, член совета директоров General Motors и ключевой инвестор Дюранта.
Уильям К. Дюрант (слева) и Джон Норт Уиллис
Уильям К. Дюрант (слева) и Джон Норт Уиллис

Уиллис, торговец и производитель велосипедов из штата Нью-Йорк, в 1907 году взял на себя управление обанкротившейся компанией Overland Automobile Co. в Индианаполисе и успешно преобразовал ее в Willys-Overland и перевез ее в Толедо, которая к 1912 году стала вторым по величине автопроизводителем страны. Все это время Уиллис удерживал контрольный пакет акций компании, которые, по некоторым оценкам, стоили около 90 миллионов долларов.

Величественное административное здание Уиллис-Оверленда, построенное в 1916 году.
Величественное административное здание Уиллис-Оверленда, построенное в 1916 году.

В статье "Times" от 11 июня говорилось, что предлагаемое партнерство Durant-Willys будет контролировать почти 40 процентов всего автомобильного производства США. Но всего через 11 дней, 15 июня, и после двух дней интенсивных переговоров, грандиозный план полностью развалился.

В заявлении, опубликованном на следующий день (16 июня) самим Уиллисом, рассказывается, почему сделка не состоялась. «Когда мне впервые было высказано это предложение, я понял, что должен был получить оплату за активы наличными, . . . . . . , но наличные деньги не поступили ,а на иных условия я решил не проводить сделку».

Проходная на заводе Willys-Overland на Йост-стрит, полдень, 1916 год.
Проходная на заводе Willys-Overland на Йост-стрит, полдень, 1916 год.

Другими словами: Уиллиса, очевидно, заставили подумать, что он получит наличные за свои акции Willys-Overland, но вместо этого предложили какую-то другую форму оплаты — предположительно обмен акциями, излюбленный метод Дюранта, которым он построил империю. (Генри Форд отклонил аналогичное предложение Дюранта в 1908 году). Не увидев денег "на столе", Уиллис сказал: «Нет, спасибо», и великого автомобильного слияния 1916 года так и не произошло.

-5

Потерпев неудачу в сделке, Дюрант смог присоединить Chevrolet и United Motors к General Motors в 1918 году, но в скором времени потерял контроль над GM во второй (первый раз был отстранен от должности в 1910 году) и последний раз, в 1920 году, когда совет директоров, напуганный его привычной безрассудной торговлей акциями, вынудил его покинуть компанию. Из-за несвоевременного и чрезмерного расширения Уиллис также чуть не потерял Willys-Overland в 1920 году из-за Уолтера П. Крайслера и группы банкиров, но ему удалось усидеть в кресле.