Что сказать про ноябрь, кроме того, что это сумерки года?
Пожалуй, начну с того, что у нас в Таганроге ноябрь — эра дубков. Это такие маленькие хризантемы - звёздочки тихого фейерверка.
Эти последние цветы бросают вызов укорачивающимся световым дням. У них особая магия, которая раскрывается в замкнутых помещениях: необыкновенный аромат. Нежный, но не юный; сильный, но не тяжелый; он какой-то особенно теплый. В нем нет ни прощания, ни сожаления о жарких днях. Этим ароматом осень как будто гладит тебя по щеке. Просто так, не потому что ты сделал что-то хорошо и ждешь одобрения. Она гладит тебя просто за то, что есть. Глядишь, уже и морось на улице не такая противная, а даже приятная и полезная для кожи.
Впрочем, этот ноябрь начинался роскошно. Было +20, что совершенно немыслимо даже для нас.
Листики на ветках просвечивались солнцем и выглядели как вещички на просушке. Или как вяленая рыбка.
Впрочем, дальше температуры стали ближе к привычной истории. Солнце при всей его яркости такое холодное, что кажется будто это не оно, а гигантский солнечный зайчик.
Сквер, в котором я гуляю, почти опустел. Безлюдно. И теперь это место прогулок воронов, ворон и сорок. Они важно раскачивают по ковру листвы, что-то в нем ковыряют и иногда выясняют отношения друг с другом.
Воробьи необычно толстые, держатся плотными стайками на кустарниках как будто где-то в самом деле есть какие-то городки с зелёными свиньями и злые птицы готовятся заработать побольше очков.
Синицы, как птичий спецназ или разведка, по двое инспектируют деревья. Что они ищут?
Может, эти гнезда?
А дальше все своим чередом.
Кто-то очень большой не только забрал листву с деревьев, но и солнце небосвода и даже само небо.
Осень дует на редких прохожих сквозь пальцы ветвей деревьев. Унылые пейзажи стекают в лужи и их отражение в них даже четче, чем они сами.
Неожиданно оказывается, что вечно-зеленых деревьев в сквере значительно больше. Не в самом привычном смысле. Посмотрите, как чуть обнажившиеся деревья быстро приоделись в зеленый бархат мха:
И в этом есть что-то от закрывшегося театрального сезона. Бархатные портьеры, кресла, все, что поглощает лишние звуки в театре ждет нового сезона. Так и тут зеленый бархат мха заглушает звуки...
Всё замирает. Всё ожидает.
Кое-что красуется напоследок.
Даже дождь для некоторых растений м становится россыпью бриллиантов:
Что еще скажешь про ноябрь, кроме того, что он выключает свет?
Он было хотел начать всё с чистого листа снега...
Да только вспомнил, что не его это история...
Что мы увидим сквозь пелену дождя? Мир как он есть? Или сейчас у жизни перерыв?
Но, знаете, ноябрь очень силен.
Ни снега, ни морозов не нужно, чтобы ноябрь не выпускал из дома. Ливни, ветер — и море вышло из берегов на опустевшую сцену.
Держитесь, люди! (не)Скоро, лето!