Найти тему
частные суждения

Служебный роман: приступить к ликвидации.

Дисклеймер. Все последующие рассуждения являются исключительно досужей фантазией, навеянной шпионскими триллерами.

Этот фильм почти полувековой давности народ помнит и любит.
Этот фильм почти полувековой давности народ помнит и любит.

Замечательный фильм Эльдара Рязанова «Служебный роман», как и любое другое великое произведение киноискусства, даёт возможности для самых разных интерпретаций. Особенно если учесть, сколь многое в нём осталось за кадром. Вот, к примеру, такая небольшая деталь. Во время откровений о своём прошлом директор «Статистического учреждения» Людмила Прокофьевна Калугина говорит буквально следующее: «Я ликвидировала всех подруг. Я их уничтожила». Почему-то и её собеседник, и зрители воспринимают это заявление (заметим, что Калугина дважды повторила одно и то же смысловое высказывание, то есть для неё это очень важно) исключительно в переносном смысле. А, собственно говоря, почему?

Людмила Прокофьевна внимательно отслеживает реакцию собеседника.
Людмила Прокофьевна внимательно отслеживает реакцию собеседника.

Когда начальник, к примеру, контрразведки или полиции говорит, что некоего человека или группу лиц следует ликвидировать, а потом ещё и повторяет, специально для особо непонятливых — уничтожить, то никаких сомнений нет, он имеет в виду только и исключительно убийство. Почему же в данном случае должно быть иначе? К тому же, такая информация о прошлом Калугиной даёт однозначный ответ, почему она превратилась в не следящую за своей внешностью «мымру», что для женщин, тем более на руководящих должностях (а значит, демонстрирующих себя обществу), может быть связано не просто с трагедией, а с полным жизненным крахом. Одной лишь измены возлюбленного для этого недостаточно. Калугина совершенно явно и открыто, даже можно сказать, демонстративно, поставила на себе крест как на женщине. Не по той ли причине, что женщине в нашей культуре предписано дарить жизни, а не отнимать их? Хладнокровно осуществлённое убийство, тем более собственных подруг, является намного более весомым мотивом для как внешней, так и внутренней перемены в поведении этой несчастной женщины.

Свою женскую суть она возложила на алтарь служебного долга.
Свою женскую суть она возложила на алтарь служебного долга.

Многие люди, смотревшие фильм, отмечают весьма странную манеру управлять вверенным ей учреждением, которое демонстрирует Калугина. Она практически не осуществляет повседневного контроля, хотя и признаёт, что с дисциплиной в этом учреждении большие проблемы, а сотрудники в рабочее время заняты личными делами и даже покидают офисное здание (ходят по магазинам) когда им заблагорассудится. Возникает вопрос — как эта контора вообще функционирует и почему министерство, которому она подчинена, не поставит на роль руководителя кого-нибудь более волевого и делового?

Служебный кабинет директора довольно-таки тесен и обставлен без большого вкуса.
Служебный кабинет директора довольно-таки тесен и обставлен без большого вкуса.

В фильме Калугина демонстрирует тесные контакты не столько с подчинёнными (помимо Новосельцева она общается с секретаршей Шурочкой и замом Самохваловым), сколько именно с министерством. Судя по всему, министерское руководство довольно ею, и с результатами работы её сотрудников (в отчётах которых полно ошибок, она сама это отмечает) это никак не связано. Получается, что ценят её не как волевого начальника (каковым она не является) и не за её деловые качества, а за нечто иное. Может быть, за готовность беспрекословно выполнить любой приказ. Например, приказ убрать не кого-то незнакомого, а самых близких ей подруг.

Вход в офисное здание. «НИИ Чего»  — аллюзия на «НИИ ЧАВО»?
Вход в офисное здание. «НИИ Чего»  — аллюзия на «НИИ ЧАВО»?

Зачем её куратор из министерства отдал такой приказ, вполне понятно. Во-первых, тем самым Калугина доказывала свою безусловную преданность этому человеку и готовность пойти ради него в буквальном смысле на всё. Во-вторых, тем самым она сама создала на себя убойный компромат, который давал возможность не просто приговорить её к высшей мере, причём по закону, но и полностью уничтожал её репутацию в обществе. Вообще подобное «крещение кровью» издавна практикуется в криминальной среде, в том числе среди правящей прослойки общества. Независимо от того, что это за общество и каким идеалам оно привержено на словах.

Шура в фильме ходит в одежде с короткими рукавами... символ закатанных по локоть рукавов?
Шура в фильме ходит в одежде с короткими рукавами... символ закатанных по локоть рукавов?

От высоких материй вернёмся к конкретике. Кто в «Статистическом учреждении» является человеком от министерства, организующим подобные спец. акции? Ответ очевиден — Шура из месткома. Именно этим объясняется загадочная история с «умершим» и «воскресшим» Петром Ивановичем Бубликовым. Вполне очевидно, что ей поручили должным образом подготовить его «скоропостижную смерть», но исполнителем акции был кто-то другой, иначе она бы не удивилась его появлению. Потом начальство поменяло своё решение и Петра убивать не стали. Что вызвало шок у Шуры, которую в известность об этом почему-то не поставили. Последнее не могло не вызвать у неё подозрение, что её саму списали… или, в более мягком варианте, ей ткнули в нос, что она лишена былого доверия. Поэтому она и была так сильно потрясена возвращением Бубликова.

Бубликов своим взглядом явно демонстрирует, что Шура как-то причастна к его внезапной и столь же внезапно несостоявшейся смерти.
Бубликов своим взглядом явно демонстрирует, что Шура как-то причастна к его внезапной и столь же внезапно несостоявшейся смерти.

Итак, реконструируем события из прошлого Калугиной. Её любовью воспользовался некий человек, в карьерных целях. Она плачется об этом куратору из министерства. Тот ей разъясняет, что она не просто ошиблась при подборе кадров, но и допустила фатальную оплошность, своей невнимательностью подставив под удар интриганов, только того и ждущих, и его, то есть куратора. Как было сказано в другой советской комедии: «Ошибки не исправляют. Их смывают. Кровью». Что и было предложено сделать Калугиной.

Героини фильма. А вот подруг Калугиной зритель не увидит, их уже нет.
Героини фильма. А вот подруг Калугиной зритель не увидит, их уже нет.

Вряд ли список её подруг был слишком длинным. У женщин, делающих карьеру, их обычно совсем мало — ну две, ну три, но никак не десять. Прежде всего, их уволили (может и не все они работали в конторе Калугиной, но длинная рука министерства дотянулась до отделов кадров тех организаций, где они числились). После чего всех куда-то вывезли и предоставили Калугиной лично закончить дело. Скорее всего, с помощью пистолета, ведь на мастера спорта или опытную отравительницу она совсем непохожа. Как было объяснено исчезновение этих женщин — не так уж важно, этим занялись профи из всё того же министерства. Ведь на них работала далеко не одна Шура из месткома.

Финал в служебной машине директора.
Финал в служебной машине директора.

Теперь понятно, почему Калугина была столь болезненно-осторожна с Новосельцевым. Ведь во второй раз одним только устранением подруг ей не обойтись (да у неё их теперь и нет), и что от неё потребовал бы куратор — страшно даже представить. Также это объясняет финал фильма, когда Калугина очертя голову бросается за Новосельцевым в служебный автомобиль. Исходя из вышеописанной ситуации, ей нужно либо немедленно ликвидировать Новосельцева как источник всех проблем, либо столь же немедленно женить его на себе. Неизвестно, приняла ли она окончательное решение заранее или же только в последний момент, но к счастью, в фильме всё заканчивается хорошо и вместо свежего трупа через 9 месяцев появляется новый ребёнок.