Найти в Дзене
Шедевральные маршруты

Алексей Щусев. 150

Почему начало выставки я рекомендую смотреть в конце

Где: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В.Щусева

До: 21.01.2024

Адрес: улица Воздвиженка 5/25c1

Архитектор Алексей Щусев прожил 75 лет, более 80 его проектов были воплощены в жизнь, еще больше остались нереализованными. Это единственный архитектор, достигший успеха в трёх эпохах русской и советской архитектуры: в неорусском стиле до революции, в конструктивизме 1920-х годов и в сталинской архитектуре 1930—1940-х годов.

А.В.Щусев Церковь Великомученицы Варвары, Михайловский Златоверхий монастырь в Киеве. Западный фасад. Эскизный проект. 1908
А.В.Щусев Церковь Великомученицы Варвары, Михайловский Златоверхий монастырь в Киеве. Западный фасад. Эскизный проект. 1908

Щусев был создателем и первым директором Республиканского музея русской архитектуры, первого в мире специализированного музея архитектуры. Музей открылся в 1946 году в бывшей усадьбе Талызиных на Воздвиженке (тогда – улица Коминтерна). Сегодня это Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени Алексея Викторовича Щусева. Здесь проходит большая ретроспективная выставка, посвященная 150-летию со дня рождения архитектора. Вы познакомитесь с огромным количеством рисунков, чертежей, макетов, которые отражают титанический труд архитектора и весь его творческий путь.

А.В.Щусев Голова юноши. Гипс. Экзаменационная работа 28 марта 1892 Архив наследников А.В.Щусева
А.В.Щусев Голова юноши. Гипс. Экзаменационная работа 28 марта 1892 Архив наследников А.В.Щусева

В 1891 году он поступил в Петербургскую академию художеств – в мастерскую знаменитых архитекторов Григория Котова и Леонтия Бенуа, посещал живописные классы Ильи Репина и Архипа Куинджи. Репин называл его лучшим рисовальщиком среди архитекторов.

А.В.Щусев Арабский всадник 1889 ГТГ
А.В.Щусев Арабский всадник 1889 ГТГ

После окончания Академии поехал в составе археологической экспедиции в Узбекистан, переносил на кальку орнаменты и обмерял гробницу Тамерлана Гур-Эмир и соборную мечеть Биби-Ханым.

А.В.Щусев Самарканд. Этюд 1897 Архив наследников А.В.Щусева
А.В.Щусев Самарканд. Этюд 1897 Архив наследников А.В.Щусева

Не сочтите за труд, напишите в комментариях, какое сооружение у Вас в первую очередь встает перед глазами, когда Вы слышите фамилию Щусев. Мавзолей? Казанский вокзал?

Проектная модель Казанского вокзала в Москве. 1915-1916
Проектная модель Казанского вокзала в Москве. 1915-1916

Главное здание Казанского вокзала в стиле модерн – это многоступенчатая конструкция, напоминающая башню Сююмбике Казанского кремля. К оформлению интерьеров были привлечены Александр Бенуа, Евгений Лансере, Николай Рерих, Борис Кустодиев, Зинаида Серебрякова. Проектировать вокзал Щусев начал в 1911 году, в 1926 году работы были завершены, но в 1930-40-е гг. проводилась реконструкция вокзала, которой Щусев руководил вплоть до своей смерти в 1949 году.

Неподалеку от вокзала в 20-е годы по щусевскому проекту был построен Центральный дом культуры железнодорожников.

Макет третьего Мавзолея В.И.Ленина. 2023
Макет третьего Мавзолея В.И.Ленина. 2023

В 1924 году умер Ленин, по проекту Щусева была создана временная усыпальница - деревянный куб со ступенчатым завершением. Второй мавзолей тоже был деревянным, архитектор добавил портик и трибуны. В 1930 году было возведено здание из железобетона, облицованное красным гранитом и черным лабрадором. В том же году за проект «Мавзолей В.И. Ленина» Щусеву присвоили звание заслуженного архитектора СССР.

В 1926-м Алексей Щусев был назначен директором Третьяковской галереи. На этом посту он организовал научный учет предметов хранения, запустил издание открыток с репродукциями для популяризации искусства, провёл электричество, наладил отопление и вентиляцию. В 1936 году по проекту архитектора был построен двухэтажный «щусевский корпус», органично вписавшийся в архитектурный стиль главного здания галереи.

Во время Великой Отечественной войны архитектор руководил созданием бомбоубежищ, занимался вопросами светомаскировки столичных объектов, разрабатывал павильон боевых трофеев в парке Горького. Тогда же Щусев строит станцию метро "Комсомольская".

А.В.Щусев, А.Ю.Заболотная, В.Д.Корин Проект станции Комсомольская Кольцевой линии Московского метрополитена. Перронный зал. Перспектива. 1948
А.В.Щусев, А.Ю.Заболотная, В.Д.Корин Проект станции Комсомольская Кольцевой линии Московского метрополитена. Перронный зал. Перспектива. 1948

29 марта 1942 года в Колонном зале Дома Союзов Алексей Щусев услышал Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича. Архитектурную фантазию, рожденную этими переживаниями, Вы можете увидеть на выставке.

А.В.Щусев Седьмая симфония. Премьера в Колонном зале Дома Союзов. Архитектурная фантазия. 1942
А.В.Щусев Седьмая симфония. Премьера в Колонном зале Дома Союзов. Архитектурная фантазия. 1942

В 1942 году он создает план восстановления Истры, затем - Сталинграда, Новгорода, Туапсе, Ленинграда, Киева и Кишинева, города, в котором он родился.

А.В.Щусев Руины Воскресенского собора Воскресенского Новоиерусалимского монастыря после взрыва. 1942
А.В.Щусев Руины Воскресенского собора Воскресенского Новоиерусалимского монастыря после взрыва. 1942

Лаконичный и строгий проект Большого москворецкого моста, гостиница “Москва”, здание Государственного театра оперы и балета имени Алишера Навои в Ташкенте, разработанное с учетом сейсмической активности региона, – это тоже проекты Алексея Щусева.

А.В.Щусев Проект гостиницы Моссовета (Москва). 1934
А.В.Щусев Проект гостиницы Моссовета (Москва). 1934
А.В.Щусев Проектная модель Государственного академического театра оперы и балета имени Алишера Навои в Ташкенте. 1938
А.В.Щусев Проектная модель Государственного академического театра оперы и балета имени Алишера Навои в Ташкенте. 1938

Эта часть экспозиции завершена, но есть вторая, точнее – первая по хронологии. Но я Вам очень рекомендую посмотреть ее в конце, чтобы уйти из музея вдохновленными. Это храмовое зодчество Алексея Щусева - начало его творческого пути. Дальше в проектах будут чувствоваться сила, мощь, мастерство, но одухотворение - здесь. Эта часть выставки очень удачно расположена отдельно в палатах государева аптекарского приказа 1670 г., содержание экспозиции гармонично сочетается со зданием 17 века, никакого когнитивного диссонанса, полная гармония.

А.В.Щусев Иконостас. Церковь преподобных Антония и Феодосия Печерских, Киево-Печерская лавра в Киеве. Эскиз 1900-е
А.В.Щусев Иконостас. Церковь преподобных Антония и Феодосия Печерских, Киево-Печерская лавра в Киеве. Эскиз 1900-е

Один из первых проектов Щусева – реставрация иконостаса в Успенском соборе и настенная роспись в Трапезной церкви Киево-Печерской лавры в 1903 году.

А.В.Щусев Покровский собор, Марфо-Мариинская обитель в Москве. Перспектива, вид с юго-востока. Эскиз. 1908
А.В.Щусев Покровский собор, Марфо-Мариинская обитель в Москве. Перспектива, вид с юго-востока. Эскиз. 1908

Отвечаю на свой же вопрос о первой ассоциации с творчеством Щусева. Для меня это в первую очередь - Собор Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители в Москве. Если Вы еще там не были, Вас ждет удивительное открытие на Большой Ордынке, 34. Это не реплика древнего русского храма, молодой архитектор переосмысляет древнерусское зодчество, это его художественное переживание от встречи с искусством Средневековой Руси.

Покровский собор Марфо-Мариинской обители. Макет. 2023
Покровский собор Марфо-Мариинской обители. Макет. 2023

Над росписями в обители работал Михаил Нестеров. Основательницей обители была великая княгиня Елизавета Федоровна, родная сестра последней русской императрицы, супруга московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича.

М.В.Нестеров Диптих Благовещение. Архангел Гавриил. Дева Мария. Эскиз росписи Марфо-Мариинской обители в Москве
М.В.Нестеров Диптих Благовещение. Архангел Гавриил. Дева Мария. Эскиз росписи Марфо-Мариинской обители в Москве

По протекции Елизаветы Федоровны Щусев получил еще два почетных заказа на строительство православных храмов в Италии. Это храм Николая Чудотворца и подворье в псковско-новгородском стиле начала XV века в Бари и пятиглавый храм Христа Спасителя, Великомученицы Екатерины и Преподобного Серафима Саровского в московско-ярославском стиле в Сан-Ремо.

А.В.Щусев. Церковь Святителя Николая Мирликийского в Бари, Италия
А.В.Щусев. Церковь Святителя Николая Мирликийского в Бари, Италия

Это далеко не весь список храмов, построенных Алексеем Щусевым, с остальными Вы познакомитесь на выставке. Листайте ленту для вдохновения. Там совершенно неземные М.Нестеров и К.Петров-Водкин.

Когда будете на выставке, не забудьте посетить основную экспозицию “Калязин. Фрески затопленного монастыря.”

Ваша, Елена Сегал

Популяризатор искусства

#Щусев #АлексейЩусев150 #выставкивМоскве #музейархитектурыимениЩусева #музейархитектуры #шедевральныемаршруты