Почему начало выставки я рекомендую смотреть в конце
Где: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В.Щусева
До: 21.01.2024
Адрес: улица Воздвиженка 5/25c1
Архитектор Алексей Щусев прожил 75 лет, более 80 его проектов были воплощены в жизнь, еще больше остались нереализованными. Это единственный архитектор, достигший успеха в трёх эпохах русской и советской архитектуры: в неорусском стиле до революции, в конструктивизме 1920-х годов и в сталинской архитектуре 1930—1940-х годов.
Щусев был создателем и первым директором Республиканского музея русской архитектуры, первого в мире специализированного музея архитектуры. Музей открылся в 1946 году в бывшей усадьбе Талызиных на Воздвиженке (тогда – улица Коминтерна). Сегодня это Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени Алексея Викторовича Щусева. Здесь проходит большая ретроспективная выставка, посвященная 150-летию со дня рождения архитектора. Вы познакомитесь с огромным количеством рисунков, чертежей, макетов, которые отражают титанический труд архитектора и весь его творческий путь.
В 1891 году он поступил в Петербургскую академию художеств – в мастерскую знаменитых архитекторов Григория Котова и Леонтия Бенуа, посещал живописные классы Ильи Репина и Архипа Куинджи. Репин называл его лучшим рисовальщиком среди архитекторов.
После окончания Академии поехал в составе археологической экспедиции в Узбекистан, переносил на кальку орнаменты и обмерял гробницу Тамерлана Гур-Эмир и соборную мечеть Биби-Ханым.
Не сочтите за труд, напишите в комментариях, какое сооружение у Вас в первую очередь встает перед глазами, когда Вы слышите фамилию Щусев. Мавзолей? Казанский вокзал?
Главное здание Казанского вокзала в стиле модерн – это многоступенчатая конструкция, напоминающая башню Сююмбике Казанского кремля. К оформлению интерьеров были привлечены Александр Бенуа, Евгений Лансере, Николай Рерих, Борис Кустодиев, Зинаида Серебрякова. Проектировать вокзал Щусев начал в 1911 году, в 1926 году работы были завершены, но в 1930-40-е гг. проводилась реконструкция вокзала, которой Щусев руководил вплоть до своей смерти в 1949 году.
Неподалеку от вокзала в 20-е годы по щусевскому проекту был построен Центральный дом культуры железнодорожников.
В 1924 году умер Ленин, по проекту Щусева была создана временная усыпальница - деревянный куб со ступенчатым завершением. Второй мавзолей тоже был деревянным, архитектор добавил портик и трибуны. В 1930 году было возведено здание из железобетона, облицованное красным гранитом и черным лабрадором. В том же году за проект «Мавзолей В.И. Ленина» Щусеву присвоили звание заслуженного архитектора СССР.
В 1926-м Алексей Щусев был назначен директором Третьяковской галереи. На этом посту он организовал научный учет предметов хранения, запустил издание открыток с репродукциями для популяризации искусства, провёл электричество, наладил отопление и вентиляцию. В 1936 году по проекту архитектора был построен двухэтажный «щусевский корпус», органично вписавшийся в архитектурный стиль главного здания галереи.
Во время Великой Отечественной войны архитектор руководил созданием бомбоубежищ, занимался вопросами светомаскировки столичных объектов, разрабатывал павильон боевых трофеев в парке Горького. Тогда же Щусев строит станцию метро "Комсомольская".
29 марта 1942 года в Колонном зале Дома Союзов Алексей Щусев услышал Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича. Архитектурную фантазию, рожденную этими переживаниями, Вы можете увидеть на выставке.
В 1942 году он создает план восстановления Истры, затем - Сталинграда, Новгорода, Туапсе, Ленинграда, Киева и Кишинева, города, в котором он родился.
Лаконичный и строгий проект Большого москворецкого моста, гостиница “Москва”, здание Государственного театра оперы и балета имени Алишера Навои в Ташкенте, разработанное с учетом сейсмической активности региона, – это тоже проекты Алексея Щусева.
Эта часть экспозиции завершена, но есть вторая, точнее – первая по хронологии. Но я Вам очень рекомендую посмотреть ее в конце, чтобы уйти из музея вдохновленными. Это храмовое зодчество Алексея Щусева - начало его творческого пути. Дальше в проектах будут чувствоваться сила, мощь, мастерство, но одухотворение - здесь. Эта часть выставки очень удачно расположена отдельно в палатах государева аптекарского приказа 1670 г., содержание экспозиции гармонично сочетается со зданием 17 века, никакого когнитивного диссонанса, полная гармония.
Один из первых проектов Щусева – реставрация иконостаса в Успенском соборе и настенная роспись в Трапезной церкви Киево-Печерской лавры в 1903 году.
Отвечаю на свой же вопрос о первой ассоциации с творчеством Щусева. Для меня это в первую очередь - Собор Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители в Москве. Если Вы еще там не были, Вас ждет удивительное открытие на Большой Ордынке, 34. Это не реплика древнего русского храма, молодой архитектор переосмысляет древнерусское зодчество, это его художественное переживание от встречи с искусством Средневековой Руси.
Над росписями в обители работал Михаил Нестеров. Основательницей обители была великая княгиня Елизавета Федоровна, родная сестра последней русской императрицы, супруга московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича.
По протекции Елизаветы Федоровны Щусев получил еще два почетных заказа на строительство православных храмов в Италии. Это храм Николая Чудотворца и подворье в псковско-новгородском стиле начала XV века в Бари и пятиглавый храм Христа Спасителя, Великомученицы Екатерины и Преподобного Серафима Саровского в московско-ярославском стиле в Сан-Ремо.
Это далеко не весь список храмов, построенных Алексеем Щусевым, с остальными Вы познакомитесь на выставке. Листайте ленту для вдохновения. Там совершенно неземные М.Нестеров и К.Петров-Водкин.
Когда будете на выставке, не забудьте посетить основную экспозицию “Калязин. Фрески затопленного монастыря.”
Ваша, Елена Сегал
Популяризатор искусства
#Щусев #АлексейЩусев150 #выставкивМоскве #музейархитектурыимениЩусева #музейархитектуры #шедевральныемаршруты