Где: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В.Щусева
Постоянная экспозиция
Адрес: улица Воздвиженка 5/25c1
При создании Угличской гидростанции в 1939-1940 гг. погиб Калязинский Троицкий Макарьев монастырь, один из наиболее ценных архитектурных ансамблей допетровской эпохи.
Преподобный Макарий родился в 1402 (?) году в семье знатного боярина Василия Кожина, при крещении был назван Матвеем. В 18 лет Матвей по воле родителей женился, но молодожены договорились, что если один из них умрет, другой уйдет в монастырь. Спустя год после свадьбы умерли родители Матвея, а еще через два — скончалась его жена. Матвей принял постриг с именем Макарий в Кашинском Клобуковском монастыре, но через несколько лет он покинул монастырь, выстроив себе келью в лесу на левом берегу Волги. Постепенно образовалась обитель, где Макарий был избран игуменом. За 40 дней рядом с кельями была построена деревянная Троицкая церковь, давшая впоследствии одно из названий монастырю.
По преданию, земля, где разместился монастырь, принадлежала боярину Ивану Коляге, который опасался, что часть его владений перейдет к обители. Боярин даже замышлял убить Макария. Словно в наказание за преступный замысел, вся семья Коляги погибла от моровой язвы, а сам он тяжело заболел. Коляга раскаялся, принял постриг, подарив монастырю все свои земли. С тех пор пустынь преподобного Макария и стала именоваться Колязино по имени Ивана Коляги. Затем это название получил и город.
Первое каменное его строение монастыря — церковь во имя Живоначальной Троицы, возведенная в 1521-1523 годах на месте деревянной. Строительством руководил известный тогда ростовский зодчий Григорий Борисов (он же строил Благовещенскую церковь Борисоглебского монастыря под Ростовом, собор Данилова монастыря в Переяславле). В соборе Живоначальной Троицы покоились мощи преподобного Макария.
Храмовые росписи относятся к 1654-1656 гг., руководил артелью мастеров Симеон Авраамов. Есть версия, что собор мог быть расписан одновременно со строительством в 1520-х годах, и роспись 1654-1656 годов чем-то повторяла первоначальную.
Площадь фресок Троицкого собора достигала около 1000 квадратных метров, из них после того как храм оказался в зоне затопления Угличского водохранилища, со стен были сняты 126 фрагментов общей площадью 185 кв. м: 117 из них были переданы в Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В.Щусева, около 30 – направлены в другие музейные собрания.
На выставке можно не только посмотреть уникальные фрески, которые смотрят вам в душу, но и познакомиться с процессом титанической работы по их демонтажу и реставрации.
Завершаю свой сегодняшний обзор словами археолога Л. Борхардта, когда он нашел скульптурный портрет Нефертити: «Описывать бесцельно - смотреть!»
Ваша, Елена Сегал
Популяризатор искусства
#Фрески #Калязин #выставкивМоскве #музейархитектурыимениЩусева #музейархитектуры