Найти в Дзене
Шедевральные маршруты

Калязин. Фрески затопленного монастыря.

Где: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В.Щусева Постоянная экспозиция Адрес: улица Воздвиженка 5/25c1 При создании Угличской гидростанции в 1939-1940 гг. погиб Калязинский Троицкий Макарьев монастырь, один из наиболее ценных архитектурных ансамблей допетровской эпохи. Преподобный Макарий родился в 1402 (?) году в семье знатного боярина Василия Кожина, при крещении был назван Матвеем. В 18 лет Матвей по воле родителей женился, но молодожены договорились, что если один из них умрет, другой уйдет в монастырь. Спустя год после свадьбы умерли родители Матвея, а еще через два — скончалась его жена. Матвей принял постриг с именем Макарий в Кашинском Клобуковском монастыре, но через несколько лет он покинул монастырь, выстроив себе келью в лесу на левом берегу Волги. Постепенно образовалась обитель, где Макарий был избран игуменом. За 40 дней рядом с кельями была построена деревянная Троицкая церковь, давшая впоследствии одно из названий монастырю. По предан

Где: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В.Щусева

Постоянная экспозиция

Адрес: улица Воздвиженка 5/25c1

Адам и Ева. Фрагмент композиции "Изгнание из рая". Фреска. 1654. Реставрация под руководством А.С.Кузнецова 1967-1969
Адам и Ева. Фрагмент композиции "Изгнание из рая". Фреска. 1654. Реставрация под руководством А.С.Кузнецова 1967-1969

При создании Угличской гидростанции в 1939-1940 гг. погиб Калязинский Троицкий Макарьев монастырь, один из наиболее ценных архитектурных ансамблей допетровской эпохи.

Троицкий собор Троицкого Макарьева монастыря в Калязине 1521-1523. Реконструкция масштаб 1:50
Троицкий собор Троицкого Макарьева монастыря в Калязине 1521-1523. Реконструкция масштаб 1:50

Преподобный Макарий родился в 1402 (?) году в семье знатного боярина Василия Кожина, при крещении был назван Матвеем. В 18 лет Матвей по воле родителей женился, но молодожены договорились, что если один из них умрет, другой уйдет в монастырь. Спустя год после свадьбы умерли родители Матвея, а еще через два — скончалась его жена. Матвей принял постриг с именем Макарий в Кашинском Клобуковском монастыре, но через несколько лет он покинул монастырь, выстроив себе келью в лесу на левом берегу Волги. Постепенно образовалась обитель, где Макарий был избран игуменом. За 40 дней рядом с кельями была построена деревянная Троицкая церковь, давшая впоследствии одно из названий монастырю.

Ангелы, изливающие чаши гнева. Фрагмент композиции из цикла Апокалипсис. Фреска. 1654. Реставрация под руководством А.С.Кузнецова 1967-1969
Ангелы, изливающие чаши гнева. Фрагмент композиции из цикла Апокалипсис. Фреска. 1654. Реставрация под руководством А.С.Кузнецова 1967-1969

По преданию, земля, где разместился монастырь, принадлежала боярину Ивану Коляге, который опасался, что часть его владений перейдет к обители. Боярин даже замышлял убить Макария. Словно в наказание за преступный замысел, вся семья Коляги погибла от моровой язвы, а сам он тяжело заболел. Коляга раскаялся, принял постриг, подарив монастырю все свои земли. С тех пор пустынь преподобного Макария и стала именоваться Колязино по имени Ивана Коляги. Затем это название получил и город.

Благовестие Анны. Фрагмент композиции Явление Ангела Анне. Фреска. 1654. Реставрация под руководством А.С.Кузнецова 1967-1969
Благовестие Анны. Фрагмент композиции Явление Ангела Анне. Фреска. 1654. Реставрация под руководством А.С.Кузнецова 1967-1969

Первое каменное его строение монастыря — церковь во имя Живоначальной Троицы, возведенная в 1521-1523 годах на месте деревянной. Строительством руководил известный тогда ростовский зодчий Григорий Борисов (он же строил Благовещенскую церковь Борисоглебского монастыря под Ростовом, собор Данилова монастыря в Переяславле). В соборе Живоначальной Троицы покоились мощи преподобного Макария.

Ветхозаветные пророки Давид, Соломон, Даниил. Фрагмент композиции Сошествие во ад. Фреска. 1654. Реставрация под руководством А.С.Кузнецова 1967-1969
Ветхозаветные пророки Давид, Соломон, Даниил. Фрагмент композиции Сошествие во ад. Фреска. 1654. Реставрация под руководством А.С.Кузнецова 1967-1969

Храмовые росписи относятся к 1654-1656 гг., руководил артелью мастеров Симеон Авраамов. Есть версия, что собор мог быть расписан одновременно со строительством в 1520-х годах, и роспись 1654-1656 годов чем-то повторяла первоначальную.

Горний Иерусалим. Фрагмент из цикла Апокалипсис. Фреска 1654.
Горний Иерусалим. Фрагмент из цикла Апокалипсис. Фреска 1654.

Площадь фресок Троицкого собора достигала около 1000 квадратных метров, из них после того как храм оказался в зоне затопления Угличского водохранилища, со стен были сняты 126 фрагментов общей площадью 185 кв. м: 117 из них были переданы в Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В.Щусева, около 30 – направлены в другие музейные собрания.

Грехопадение. Фреска. 1654. Реставрация под руководством А.С.Кузнецова 1967-1969
Грехопадение. Фреска. 1654. Реставрация под руководством А.С.Кузнецова 1967-1969

На выставке можно не только посмотреть уникальные фрески, которые смотрят вам в душу, но и познакомиться с процессом титанической работы по их демонтажу и реставрации.

Два ангела. Фрагмент композиции "Приидите Трисоставному Божеству поклонимся". Фреска 1654.
Два ангела. Фрагмент композиции "Приидите Трисоставному Божеству поклонимся". Фреска 1654.

Завершаю свой сегодняшний обзор словами археолога Л. Борхардта, когда он нашел скульптурный портрет Нефертити: «Описывать бесцельно - смотреть!»

Иоаким и Анна уходят из Иерусалимского храма. Фрагмент композиции "Отвержение даров Иссахаром". Фреска. 1654. Реставрация под руководством А.С.Кузнецова. 1967-1969
Иоаким и Анна уходят из Иерусалимского храма. Фрагмент композиции "Отвержение даров Иссахаром". Фреска. 1654. Реставрация под руководством А.С.Кузнецова. 1967-1969
Жертвенный козел. Фрагмент композиции "Жертвоприношение Авраама". 1654. Реставрация под руководством 1967-1969
Жертвенный козел. Фрагмент композиции "Жертвоприношение Авраама". 1654. Реставрация под руководством 1967-1969
Иоанн Богослов и сотник Лонгин. Фрагмент композиции Распятие. Фреска. 1654. Реставрация под руководством А.С.Кузнецова. 1967-1969
Иоанн Богослов и сотник Лонгин. Фрагмент композиции Распятие. Фреска. 1654. Реставрация под руководством А.С.Кузнецова. 1967-1969
Омовение ног. Фреска. 1654.
Омовение ног. Фреска. 1654.

Ваша, Елена Сегал

Популяризатор искусства

#Фрески #Калязин #выставкивМоскве #музейархитектурыимениЩусева #музейархитектуры